Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» был первым судном, которое прошло Северный морской путь за одну навигацию. Судно было изготовлено в 1909 году по заказу англичан, изначально именовалось «Беллавенчур» и использовалось для промысловых целей. Пароход также работал по правительственным заказам на стройке портовых сооружений, а в 1914 году перевозил тела погибших моряков команды «Ньюфаундленда».
Через шесть лет после создания «Беллавенчур» был приобретен Российской империей, а еще через год получил новое название «Александр Сибиряков» в честь известного предпринимателя и исследователя Александра Михайловича Сибирякова. В годы Первой мировой войны пароход использовался для транспортировки военных грузов, в мирное время выполнял функции промыслового и грузового судна в акватории северных морей.
В 1932 году судно совершило легендарный поход по Северному морскому пути. Командовал пароходом капитан советского ледокольного флота Владимир Иванович Воронин, руководил экспедицией математик, географ и астроном Отто Юльевич Шмидт. В конце июля пароход вышел из архангельского морского порта и взял курс на острова Северной Земли, обогнув архипелаг, добрался до Чукотского моря. В пути произошла серьезная поломка, в результате которой судно начало дрейфовать, но благодаря смекалке и отваге моряков ему удалось дойти до Берингова пролива, где его взяли на буксир и дотащили до берегов Камчатки. За это плавание судно получило высокую правительственную награду — Орден Трудового Красного Знамени.
Спустя четыре года, находясь в плавании в Карском море, пароход потерпел аварию и получил сильные повреждения корпуса и двигателя. Однако конструкторам удалось восстановить судно, и в 1939 году «Александр Сибиряков» снова вышел в море.
После нападения гитлеровских войск на Советский Союз судно было включено в состав Беломорского военного флота. Корабль оснастили боевыми орудиями, а его капитан Анатолий Алексеевич Качарава получил звание лейтенанта.
В августе 1942 года корабль выполнял грузовой рейс на север для пополнения строительных и продовольственных запасов работавших там полярников. Через сутки после выхода в море «Александр Сибиряков» встретился с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Эта встреча стала роковой для русского корабля. После короткого диалога между капитанами начался неравный бой, который продолжался около сорока минут. Ледокол получил сильные повреждения, часть команды погибла, оставшиеся моряки эвакуировались на двух шлюпках, одна из которых была потоплена немцами. Спасшиеся члены команды были взяты в плен и отправлены в концлагеря. 13 моряков «Александра Сибирякова» выжили в немецком плену и были освобождены после победы над фашистами.
Попытки найти останки «Александра Сибирякова» предпринимались еще в советское время, но судно было обнаружено исследовательской экспедицией только пять лет назад. В августе 2015 года исследователи прикрепили на корпус судна мемориальную табличку в память о погибших моряках.
Через шесть лет после создания «Беллавенчур» был приобретен Российской империей, а еще через год получил новое название «Александр Сибиряков» в честь известного предпринимателя и исследователя Александра Михайловича Сибирякова. В годы Первой мировой войны пароход использовался для транспортировки военных грузов, в мирное время выполнял функции промыслового и грузового судна в акватории северных морей.
В 1932 году судно совершило легендарный поход по Северному морскому пути. Командовал пароходом капитан советского ледокольного флота Владимир Иванович Воронин, руководил экспедицией математик, географ и астроном Отто Юльевич Шмидт. В конце июля пароход вышел из архангельского морского порта и взял курс на острова Северной Земли, обогнув архипелаг, добрался до Чукотского моря. В пути произошла серьезная поломка, в результате которой судно начало дрейфовать, но благодаря смекалке и отваге моряков ему удалось дойти до Берингова пролива, где его взяли на буксир и дотащили до берегов Камчатки. За это плавание судно получило высокую правительственную награду — Орден Трудового Красного Знамени.
Спустя четыре года, находясь в плавании в Карском море, пароход потерпел аварию и получил сильные повреждения корпуса и двигателя. Однако конструкторам удалось восстановить судно, и в 1939 году «Александр Сибиряков» снова вышел в море.
После нападения гитлеровских войск на Советский Союз судно было включено в состав Беломорского военного флота. Корабль оснастили боевыми орудиями, а его капитан Анатолий Алексеевич Качарава получил звание лейтенанта.
В августе 1942 года корабль выполнял грузовой рейс на север для пополнения строительных и продовольственных запасов работавших там полярников. Через сутки после выхода в море «Александр Сибиряков» встретился с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Эта встреча стала роковой для русского корабля. После короткого диалога между капитанами начался неравный бой, который продолжался около сорока минут. Ледокол получил сильные повреждения, часть команды погибла, оставшиеся моряки эвакуировались на двух шлюпках, одна из которых была потоплена немцами. Спасшиеся члены команды были взяты в плен и отправлены в концлагеря. 13 моряков «Александра Сибирякова» выжили в немецком плену и были освобождены после победы над фашистами.
Попытки найти останки «Александра Сибирякова» предпринимались еще в советское время, но судно было обнаружено исследовательской экспедицией только пять лет назад. В августе 2015 года исследователи прикрепили на корпус судна мемориальную табличку в память о погибших моряках.