В 1912 году офицер Седов, задумавший добраться до Северного полюса и подыскивавший для этого судно, приехал в Архангельск. В то время считалось, что преодолевших лёд в относительно низких широтах путешественников ждут бескрайние водные просторы…
Эта новость крайне заинтересовала зверопромышленника В. Е. Дикина. Испытывая финансовые трудности, он некоторое время назад приобрёл у братьев Юрьевых видавший виды норвежский барк «Святой мученик Фока», построенный в 1870 году и называвшийся ранее «Гейзер», и вскоре взял под него заём одновременно у нескольких компаний.
В то же время Георгий Яковлевич Седов был также очень стеснён в средствах. Добровольные пожертвования на нужды экспедиции составили 42 000 рублей с учётом взноса императора Николая II в 10 000. Дикин предложил ему зафрахтовать свою шхуну всего за 5500 рублей, и исследователь согласился.
Из-за спешки корабль не удалось полностью отремонтировать, часть команды отказалась выходить на нём в море. Грузоподъёмность не позволила взять на борт достаточное количество припасов. К этим проблемам, скорее всего, приложил руку и коварный владелец «Фоки», ведь при срыве сроков экспедиции Дикину были обязаны выплатить значительную неустойку.
Вышедшее всё-таки из Архангельска 27 августа 1912 года судно попало в сильный шторм, потеряв при этом паруса и две шлюпки. Не хватало тёплой одежды, провизии, топлива. К началу долгой зимовки на Новой Земле разногласия между членами экипажа обострились до предела.
Наступило лето 1913-го, но ледовые поля не разжимали холодных объятий. Сложилась самая плохая за 20 лет погодная обстановка. 21 августа, после 352 дней ожидания, льды наконец разомкнулись и корабль взял долгожданный северный курс.
Экипаж к этому времени уменьшился до 17 человек. Почти иссякли запасы угля, и в топку бросали всё, что может гореть. Команда бунтовала, требуя возвращения, но Седов был непоколебим. «Без полюса не вернусь» — и точка. Встретив неприступные льды, корабль остановился в бухте у о. Гукера, которую назвали Тихой.
Вышли в поход на трёх собачьих упряжках 2 февраля следующего года. У больного цингой Седова опухли ноги, вскоре он с трудом мог передвигаться. Поставили палатку, куда Седов буквально вполз… Он скончался 5 марта, а его осиротевшие спутники добрели до верного судна.
На обратном пути были взяты на борт два члена сгинувшей экспедиции Брусилова, которых успешно доставили на Большую землю.
После двух лет скитаний, без Седова, в августе 1914 года «Святой мученик Фока» вошёл в Архангельск. Матросам заплатили причитавшиеся за поход деньги только через два месяца после возвращения, весь этот период они находились на разрушенном судне, терпели голод и холод.
Судьба «Фоки» незавидна. Мародёры быстро разобрали корабль по кусочку, позарились даже на гальюн. Возродить судно уже было невозможно.
Трагическая история положена в основу сюжета известного романа «Два капитана». Прообразом отважного Татаринова послужил Седов, а прототипом шхуны «Святая Мария» — «Святой мученик Фока».
Эта новость крайне заинтересовала зверопромышленника В. Е. Дикина. Испытывая финансовые трудности, он некоторое время назад приобрёл у братьев Юрьевых видавший виды норвежский барк «Святой мученик Фока», построенный в 1870 году и называвшийся ранее «Гейзер», и вскоре взял под него заём одновременно у нескольких компаний.
В то же время Георгий Яковлевич Седов был также очень стеснён в средствах. Добровольные пожертвования на нужды экспедиции составили 42 000 рублей с учётом взноса императора Николая II в 10 000. Дикин предложил ему зафрахтовать свою шхуну всего за 5500 рублей, и исследователь согласился.
Из-за спешки корабль не удалось полностью отремонтировать, часть команды отказалась выходить на нём в море. Грузоподъёмность не позволила взять на борт достаточное количество припасов. К этим проблемам, скорее всего, приложил руку и коварный владелец «Фоки», ведь при срыве сроков экспедиции Дикину были обязаны выплатить значительную неустойку.
Вышедшее всё-таки из Архангельска 27 августа 1912 года судно попало в сильный шторм, потеряв при этом паруса и две шлюпки. Не хватало тёплой одежды, провизии, топлива. К началу долгой зимовки на Новой Земле разногласия между членами экипажа обострились до предела.
Наступило лето 1913-го, но ледовые поля не разжимали холодных объятий. Сложилась самая плохая за 20 лет погодная обстановка. 21 августа, после 352 дней ожидания, льды наконец разомкнулись и корабль взял долгожданный северный курс.
Экипаж к этому времени уменьшился до 17 человек. Почти иссякли запасы угля, и в топку бросали всё, что может гореть. Команда бунтовала, требуя возвращения, но Седов был непоколебим. «Без полюса не вернусь» — и точка. Встретив неприступные льды, корабль остановился в бухте у о. Гукера, которую назвали Тихой.
Вышли в поход на трёх собачьих упряжках 2 февраля следующего года. У больного цингой Седова опухли ноги, вскоре он с трудом мог передвигаться. Поставили палатку, куда Седов буквально вполз… Он скончался 5 марта, а его осиротевшие спутники добрели до верного судна.
На обратном пути были взяты на борт два члена сгинувшей экспедиции Брусилова, которых успешно доставили на Большую землю.
После двух лет скитаний, без Седова, в августе 1914 года «Святой мученик Фока» вошёл в Архангельск. Матросам заплатили причитавшиеся за поход деньги только через два месяца после возвращения, весь этот период они находились на разрушенном судне, терпели голод и холод.
Судьба «Фоки» незавидна. Мародёры быстро разобрали корабль по кусочку, позарились даже на гальюн. Возродить судно уже было невозможно.
Трагическая история положена в основу сюжета известного романа «Два капитана». Прообразом отважного Татаринова послужил Седов, а прототипом шхуны «Святая Мария» — «Святой мученик Фока».