Модель парусного корабля «Азов», первого в истории флота награжденного кормовым Георгиевским флагом, — уменьшенная копия одного из судов последней серии больших русских парусников. Ее представителей отличала хорошая маневренность, продуманная до мельчайших деталей комфортная планировка, прочный и мощный корпус.
Строить корабль начали осенью 1825 года, руководил работами знаменитый корабельный мастер Андрей Курочкин, ему помогал в будущем известный кораблестроитель Василий Ершов. Строение корабля традиционно для линейных суден своего времени: три мачты, двухсоставный бушприт с мартин-гиком, косые паруса — стаксели и кливер, и 10 прямых.
Спустили на воду судно в мае 1826-го уже под именем «Азов» в честь победных баталий Петра Великого с турками в Азовском море. Командиром корабля стал принимающий посильное участие в планировке парусника покоритель Антарктиды Михаил Лазарев. На «Азове» служили будущие великие адмиралы: победитель Синопской битвы Павел Нахимов, герой Крымской войны Владимир Корнилов и герой обороны Севастополя Владимир Истомин.
Татьяна Матвеева, автор монографии об оснащении и оформлении русских парусных судов, назвала его красивейшим русским парусником. Резной орнамент на корпусе, двуглавый орел со стрелами-молниями и факелом в лапах на гакаборте, трехметровый воин в качестве носовой фигуры, затейливая декоративная композиция из воинских атрибутов на корме, гирлянды с бантами меж окон не имели стратегического значения для боевого корабля, но делали судно узнаваемым и эстетически привлекательным.
В числе подвигов «Азова», кроме победной битвы с османско-египетским флотом в Наваринской бухте, — участие в русско-турецкой войне 1828–1829 годов и триумфальное возвращение в Кронштадт сквозь ледяной плен Финского залива.
Последствия участия и многочисленных побед в сражениях — длительное пребывание вдали от российских морских баз, отсутствие возможности качественного ремонта и, соответственно, ряд повреждений, которые не удалось устранить. После экспертного заключения корабелов героический корабль решили вывести из состава флота и разобрать. Он был разрезан на части в 1831 году.
Награду от царя Николая — Георгиевский флаг, в соответствии с предписанием передали на названный в честь парусника-героя корабль «Память Азова», оснащенный 86 пушками. Когда в 1848 году его превратили в лишенный механизмов таможенный пакгауз, флаг установили на корме нового судна с тем же названием, но уже с 74 орудиями на борту. Этот корабль участвовал в Крымской войне, затем возил грузы из Кронштадта, а в 1863 году был списан. Наградное знамя размером 14 на 9,5 метра передали в музей, и сегодня оно хранится в Центральном Военно-Морском музее.
Строить корабль начали осенью 1825 года, руководил работами знаменитый корабельный мастер Андрей Курочкин, ему помогал в будущем известный кораблестроитель Василий Ершов. Строение корабля традиционно для линейных суден своего времени: три мачты, двухсоставный бушприт с мартин-гиком, косые паруса — стаксели и кливер, и 10 прямых.
Спустили на воду судно в мае 1826-го уже под именем «Азов» в честь победных баталий Петра Великого с турками в Азовском море. Командиром корабля стал принимающий посильное участие в планировке парусника покоритель Антарктиды Михаил Лазарев. На «Азове» служили будущие великие адмиралы: победитель Синопской битвы Павел Нахимов, герой Крымской войны Владимир Корнилов и герой обороны Севастополя Владимир Истомин.
Татьяна Матвеева, автор монографии об оснащении и оформлении русских парусных судов, назвала его красивейшим русским парусником. Резной орнамент на корпусе, двуглавый орел со стрелами-молниями и факелом в лапах на гакаборте, трехметровый воин в качестве носовой фигуры, затейливая декоративная композиция из воинских атрибутов на корме, гирлянды с бантами меж окон не имели стратегического значения для боевого корабля, но делали судно узнаваемым и эстетически привлекательным.
В числе подвигов «Азова», кроме победной битвы с османско-египетским флотом в Наваринской бухте, — участие в русско-турецкой войне 1828–1829 годов и триумфальное возвращение в Кронштадт сквозь ледяной плен Финского залива.
Последствия участия и многочисленных побед в сражениях — длительное пребывание вдали от российских морских баз, отсутствие возможности качественного ремонта и, соответственно, ряд повреждений, которые не удалось устранить. После экспертного заключения корабелов героический корабль решили вывести из состава флота и разобрать. Он был разрезан на части в 1831 году.
Награду от царя Николая — Георгиевский флаг, в соответствии с предписанием передали на названный в честь парусника-героя корабль «Память Азова», оснащенный 86 пушками. Когда в 1848 году его превратили в лишенный механизмов таможенный пакгауз, флаг установили на корме нового судна с тем же названием, но уже с 74 орудиями на борту. Этот корабль участвовал в Крымской войне, затем возил грузы из Кронштадта, а в 1863 году был списан. Наградное знамя размером 14 на 9,5 метра передали в музей, и сегодня оно хранится в Центральном Военно-Морском музее.