Модель представленного в витрине музея судна собрал в 1988 году опытный судомоделист Владимир Худяков.
Созданный канадскими корабелами ледорез сошел с британской верфи «Виккерс» в 1909 году, но назывался он тогда иначе — Earl Grey, в честь Альберта Грея, генерального губернатора Канады. Предназначалось судно для службы в реке Сент-Лоуренс.
По конструкции ледорез значительно отличался от ледокольных судов того времени. Традиционные суда были короткими и широкими (длина судна составляла 3-4 ширины), они не только рубили лед носовой частью, но и давили его весом. Earl Grey был более «длинным» (длина в 5,5 раз больше ширины) и потому более маневренным. Кроме того, верхняя носовая часть у обычных ледоколов вертикальна, а нижняя резко скошена, что позволяет судну не только разбивать лед «носом», но и давить льдину всем корпусом, наезжая на нее.
Носовая конечность Earl Grey заострена, а борта прямые, что позволяет ему только резать лед, отсюда название «ледорез». Оно не годилось для массивных многолетних слоев арктического льда, ведь создавалось для иных задач. Судно так и осталось единственным образцом в мировом ледокольном флоте.
В 1914 году Earl Grey куплен российским правительством, переименован в Canada и сопровождал военные грузы в Белом море. В начале 1917 года судно едва не погибло — затонуло на рейде Йоканги, натолкнувшись на одну из многочисленных подводных скал. Но осенью ледорез подняли, отремонтировали, вооружили и ввели в состав Северной флотилии.
Во время гражданской войны ледорез был в руках белогвардейцев, а в 1920 году использовался большевиками как крейсер. Тогда же судно получило новое название — «III Интернационал». Летом этого же года ледорез принимал участие в спасательной экспедиции в Карском море: во льдах едва не погибли пассажиры парохода «Соловей Будимирович».
В 1921 году ледорез вновь переименовали, в этот раз в честь знаменитого мореплавателя и ученого-географа. Фридрих Бенджамин граф фон Лютке, известный в России как Федор Литке, был мореплавателем и исследователем Арктики, возглавлял Академию наук и Географическое общество. Его именем названы более двух десятков арктических объектов.
13 лет судно использовалось только для обслуживания промыслов в Арктике, на Балтике и Черном море. А в июне 1934 года на ледорезе «Ф. Литке» совершила первое сквозное плавание Северным морским путем экспедиция Дмитрия Дуплицкого.
Когда началась Великая Отечественная война, ледорез вооружили и ввели в состав Беломорской флотилии, где он расчищал арктическому конвою проходы во льдах к Архангельску. А после окончания Второй мировой войны судно использовали только для гидрографических экспедиций. В 1955 году ледорезу даже удалось установить мировой рекорд по свободному плаванию во льдах: он всего 810 км не дошел до Северного полюса.
Ледорез списали на берег в ноябре 1958 года, а в 1959 разрезали.
Созданный канадскими корабелами ледорез сошел с британской верфи «Виккерс» в 1909 году, но назывался он тогда иначе — Earl Grey, в честь Альберта Грея, генерального губернатора Канады. Предназначалось судно для службы в реке Сент-Лоуренс.
По конструкции ледорез значительно отличался от ледокольных судов того времени. Традиционные суда были короткими и широкими (длина судна составляла 3-4 ширины), они не только рубили лед носовой частью, но и давили его весом. Earl Grey был более «длинным» (длина в 5,5 раз больше ширины) и потому более маневренным. Кроме того, верхняя носовая часть у обычных ледоколов вертикальна, а нижняя резко скошена, что позволяет судну не только разбивать лед «носом», но и давить льдину всем корпусом, наезжая на нее.
Носовая конечность Earl Grey заострена, а борта прямые, что позволяет ему только резать лед, отсюда название «ледорез». Оно не годилось для массивных многолетних слоев арктического льда, ведь создавалось для иных задач. Судно так и осталось единственным образцом в мировом ледокольном флоте.
В 1914 году Earl Grey куплен российским правительством, переименован в Canada и сопровождал военные грузы в Белом море. В начале 1917 года судно едва не погибло — затонуло на рейде Йоканги, натолкнувшись на одну из многочисленных подводных скал. Но осенью ледорез подняли, отремонтировали, вооружили и ввели в состав Северной флотилии.
Во время гражданской войны ледорез был в руках белогвардейцев, а в 1920 году использовался большевиками как крейсер. Тогда же судно получило новое название — «III Интернационал». Летом этого же года ледорез принимал участие в спасательной экспедиции в Карском море: во льдах едва не погибли пассажиры парохода «Соловей Будимирович».
В 1921 году ледорез вновь переименовали, в этот раз в честь знаменитого мореплавателя и ученого-географа. Фридрих Бенджамин граф фон Лютке, известный в России как Федор Литке, был мореплавателем и исследователем Арктики, возглавлял Академию наук и Географическое общество. Его именем названы более двух десятков арктических объектов.
13 лет судно использовалось только для обслуживания промыслов в Арктике, на Балтике и Черном море. А в июне 1934 года на ледорезе «Ф. Литке» совершила первое сквозное плавание Северным морским путем экспедиция Дмитрия Дуплицкого.
Когда началась Великая Отечественная война, ледорез вооружили и ввели в состав Беломорской флотилии, где он расчищал арктическому конвою проходы во льдах к Архангельску. А после окончания Второй мировой войны судно использовали только для гидрографических экспедиций. В 1955 году ледорезу даже удалось установить мировой рекорд по свободному плаванию во льдах: он всего 810 км не дошел до Северного полюса.
Ледорез списали на берег в ноябре 1958 года, а в 1959 разрезали.