Гукор — это парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой. Первоначально такие корабли строились в Голландии как рыбацкие, но впоследствии их стали использовать в военных флотах для небоевых задач: несения дозорной службы, разведки, транспортировки грузов. Иногда на корабль устанавливали артиллерийские орудия для возможности оказывать сопротивление во время нападения.
В Российской империи суда такого типа стали применяться с начала XVIII столетия по настоянию императора Петра Великого. Гукоры закупали за границей и производили на отечественных верфях. Они широко применялись в качестве транспортных судов в торговом флоте. В случае необходимости власти могли реквизировать их для боевой службы. В документах Петровской эпохи эти корабли назывались «новоманерными»: они относились к классу судов «река — море», а на «староманерных» можно было ходить только по рекам.
Гукоры стоили дороже, чем традиционные суда, и не всегда были удобны для ведения рыбного промысла. Не многие стремились их использовать. «Святой архангел Михаил» принадлежал Василию Дорофеевичу Ломоносову, отцу российского ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. В выданном ему губернской канцелярией свидетельстве на право владения сообщалось, что судно было построено крестьянином Трофимом Медведевым в 1727 году в Куростровской волости Двинского уезда. Перечислялись характеристики корабля: «длина по килю пятьдесят один фут, ширина семнадцать футов, глубина восемь футов».
В метрической системе длина «Святого архангела Михаила» равнялась пятнадцати с половиной метрам, ширина — пяти метрам двадцати сантиметрам, а глубина трюма была два с половиной метра. О грузоподъемности было сказано: «в грузу имеет сорок пять ластов». Ласт — это голландская мера вместимости, равная примерно 2 тоннам. Следовательно, корабль мог перевозить около 90 тонн.
Первым рейсом «Святой архангел Михаил» отправился в Кольский острог. Туда была доставлена провизия, а в обратный путь гукор двинулся с грузом спермацета — китового жира, который использовался для производства свечей. Затем корабль ходил на мурманские рыбные промыслы, вдоль побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, у берегов Лапландии.
Василий Ломоносов не упоминается в документах шкипером судна. Вероятно, он был только его владельцем, а вся команда была наемной.
В Российской империи суда такого типа стали применяться с начала XVIII столетия по настоянию императора Петра Великого. Гукоры закупали за границей и производили на отечественных верфях. Они широко применялись в качестве транспортных судов в торговом флоте. В случае необходимости власти могли реквизировать их для боевой службы. В документах Петровской эпохи эти корабли назывались «новоманерными»: они относились к классу судов «река — море», а на «староманерных» можно было ходить только по рекам.
Гукоры стоили дороже, чем традиционные суда, и не всегда были удобны для ведения рыбного промысла. Не многие стремились их использовать. «Святой архангел Михаил» принадлежал Василию Дорофеевичу Ломоносову, отцу российского ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. В выданном ему губернской канцелярией свидетельстве на право владения сообщалось, что судно было построено крестьянином Трофимом Медведевым в 1727 году в Куростровской волости Двинского уезда. Перечислялись характеристики корабля: «длина по килю пятьдесят один фут, ширина семнадцать футов, глубина восемь футов».
В метрической системе длина «Святого архангела Михаила» равнялась пятнадцати с половиной метрам, ширина — пяти метрам двадцати сантиметрам, а глубина трюма была два с половиной метра. О грузоподъемности было сказано: «в грузу имеет сорок пять ластов». Ласт — это голландская мера вместимости, равная примерно 2 тоннам. Следовательно, корабль мог перевозить около 90 тонн.
Первым рейсом «Святой архангел Михаил» отправился в Кольский острог. Туда была доставлена провизия, а в обратный путь гукор двинулся с грузом спермацета — китового жира, который использовался для производства свечей. Затем корабль ходил на мурманские рыбные промыслы, вдоль побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, у берегов Лапландии.
Василий Ломоносов не упоминается в документах шкипером судна. Вероятно, он был только его владельцем, а вся команда была наемной.