На витрине — модель яхты Петра Великого «Святой Петр», ее автор неизвестен. И как выглядела эта яхта, тоже неизвестно точно, поэтому модель собирали, основываясь на рисунках судов, созданных голландцами для королевских фамилий тех времен.
#1
Автор неизвестен
Модель государевой яхты «Святой Петр»
#3
#8
Голландская 12-пушечная яхта. Рисунок акварелью из альбома зарисовок корабельного архитектора Франциска Каролуса ван Дове, сделанный в конце XVII—начале XVIII века. Подобное судно послужило прототипом яхты «Святой Петр», построенной для Петра Алексеевича в Архангельске в 1693 году.
#7
Это парусное судно среди историков называют кораблем-пионером, построенным в России. Притом, иногда добавляют — военным кораблем, поскольку яхта была оснащена пушечными орудиями и могла дать серьезный отпор неприятелю. Русский торговый и промысловый флот возник раньше, приблизительно за столетие до правления Петра.
Построили парусник в 1693 году на архангельской верфи, ее авторами были голландские корабельные мастера Георг Янсен и Питер Бас, и она стала первой и любимой морской яхтой Петра I. Искусную резьбу декоративных деталей сделал русский мастер Федор Иевлев.
Обратите внимание, в яхте нет ни грамма металла, ни одного гвоздя. Все, что кажется гвоздями, — из дерева. Основным инструментом мастеров был топор, а доски корпуса сшивали предварительно замоченным в воде, ставшим гибким и похожим на толстую нить еловым корнем — вицей. И не только яхту — по такой технологии строили и крупные ладьи, и поморские кочи.
У парусника одна мачта с прямыми и косыми парусами белого цвета по голландскому типу, на корме установлены 12 трехфунтовых пушек.
По бортам, чтобы сделать судно более устойчивым, подвешены балансиры, или, как их называют корабелы, — «шверцы».
Построили парусник в 1693 году на архангельской верфи, ее авторами были голландские корабельные мастера Георг Янсен и Питер Бас, и она стала первой и любимой морской яхтой Петра I. Искусную резьбу декоративных деталей сделал русский мастер Федор Иевлев.
Обратите внимание, в яхте нет ни грамма металла, ни одного гвоздя. Все, что кажется гвоздями, — из дерева. Основным инструментом мастеров был топор, а доски корпуса сшивали предварительно замоченным в воде, ставшим гибким и похожим на толстую нить еловым корнем — вицей. И не только яхту — по такой технологии строили и крупные ладьи, и поморские кочи.
У парусника одна мачта с прямыми и косыми парусами белого цвета по голландскому типу, на корме установлены 12 трехфунтовых пушек.
По бортам, чтобы сделать судно более устойчивым, подвешены балансиры, или, как их называют корабелы, — «шверцы».
#6
Фотография флага Царя Московского (1693 год). Центральный Военно-морской музей, г. Санкт-Петербург
Первая прогулка Петра Великого на яхте состоялась в августе 1693 года, когда царь специально приехал в Архангельск проводить покидавшие этот северный город купеческие суда из Голландии и Англии. На яхте он прошел за ними до скалистого Кольского полуострова. И по мнению очевидцев, чьи письменные воспоминания хранятся в музее Соловков, Петр Первый был очень доволен судном, хвалил его комфортность и восхищался мастерской резьбой декоративных деталей.
Через год Петр снова прогулялся по морю под парусами из архангельского порта — проводил очередной караван купцов. Но в этот раз он еще и сходил на Соловецкие острова, пообщался там с рыбаками, посмотрел, как живет простой люд, а уже потом сопроводил голландские суда до выхода в океан к мысу Святой Нос.
«Святой Петр» стал первым архангельским музейным экспонатом, притом создание из яхты музея было предписано самим царем, который в 1723 году велел «останки в удобном месте поставить и приказать беречь». Правда, берегли останки недолго — всего 6 лет, а потом корпус просто рассыпался.
В 2013 году завершилось строительство реплики любимой царевой яхты. Ее сделали русские мастера на музейной верфи Соловецких островов. Сейчас она используется для научных исследований и экспедиций в северной акватории.
Через год Петр снова прогулялся по морю под парусами из архангельского порта — проводил очередной караван купцов. Но в этот раз он еще и сходил на Соловецкие острова, пообщался там с рыбаками, посмотрел, как живет простой люд, а уже потом сопроводил голландские суда до выхода в океан к мысу Святой Нос.
«Святой Петр» стал первым архангельским музейным экспонатом, притом создание из яхты музея было предписано самим царем, который в 1723 году велел «останки в удобном месте поставить и приказать беречь». Правда, берегли останки недолго — всего 6 лет, а потом корпус просто рассыпался.
В 2013 году завершилось строительство реплики любимой царевой яхты. Ее сделали русские мастера на музейной верфи Соловецких островов. Сейчас она используется для научных исследований и экспедиций в северной акватории.
#9
Государственный Северный морской музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Модель государевой яхты «Святой Петр»
Размер
60х59х23 см
Техника
сборка
Коллекция
4

Открыть в приложении
Поделиться