Голландия испокон веков считалась мореходной державой. Неудивительно, что именно на территории современных Нидерландов была найдена самая древняя лодка-долбленка, возраст которой насчитывает более 10 тысяч лет. Рыболовство, торговля, морские баталии и, конечно же, пиратство требовали от голландцев постоянного усовершенствования судов. К концу XV века, как утверждали историки, парусников и лодок у жителей Нидерландов было больше, чем домов на суше. Однако соседние державы не дремали, стараясь вытеснить конкурентов из вод Северного моря. Голландцам необходимо было универсальное судно — легкое, маневренное, быстроходное и вместительное.
Оно появилось в 1595 году на судоверфи в городе Хорн. Считается, что первый флейт был сконструирован корабельным мастером Питером Янзсом Лиорном, который внес в проект классических голландских судов ряд конструктивных изменений. Пропорции флейта были нестандартными — длина в 4 и более раза превышала ширину и доходила до сорока метров. Узкая палуба требовала использования меньшего количества мачт, но они были складными и более высокими. Применялись также более узкие паруса, которые гораздо быстрее устанавливались и сворачивались. В целом сопротивление корпуса флейта за счет нововведений снизилось, что позволило развивать паруснику хорошую скорость, повысило его маневренность. Более простой в управлении, флейт не нуждался в большой судовой команде, которая сократилась до 60-65 человек. Соответственно, для длительных походов требовалось меньшее количество воды и провианта.
Парусное вооружение классического флейта в XVII веке состояло из трех мачт — фока, грота и бизаня. Грузоподъемность судна доходила 400-500 тонн, а осадка при полной загрузке составляла не более 3,5 метров. Благодаря хорошим ходовым качествам, вместительности и простоте в управлении флейты вскоре стали популярными не только в Голландии, но и далеко за ее пределами. Тем более что на них было удобно не только ловить рыбу, но и воевать, а также доставлять грузы на большее расстояния.
У флейтов в зависимости от предназначения были дополнительные конструктивные особенности. Для перевозки древесины использовались суда, получившие название «нурдсвайдер». Их длина нередко превышала хрестоматийные сорок метров, что позволяло транспортировать цельные стволы деревьев, из которых изготавливались мачты. Стрейтвайдеры применялись для перевозки зерна и масла, они были лучше всего вооружены и нередко совмещали в себе функции торговых и военных судов. Для рыболовства обычно использовались буссы, с удобными складными мачтами и вместительным трюмом, где размещались бочки для засолки рыбы.
Оно появилось в 1595 году на судоверфи в городе Хорн. Считается, что первый флейт был сконструирован корабельным мастером Питером Янзсом Лиорном, который внес в проект классических голландских судов ряд конструктивных изменений. Пропорции флейта были нестандартными — длина в 4 и более раза превышала ширину и доходила до сорока метров. Узкая палуба требовала использования меньшего количества мачт, но они были складными и более высокими. Применялись также более узкие паруса, которые гораздо быстрее устанавливались и сворачивались. В целом сопротивление корпуса флейта за счет нововведений снизилось, что позволило развивать паруснику хорошую скорость, повысило его маневренность. Более простой в управлении, флейт не нуждался в большой судовой команде, которая сократилась до 60-65 человек. Соответственно, для длительных походов требовалось меньшее количество воды и провианта.
Парусное вооружение классического флейта в XVII веке состояло из трех мачт — фока, грота и бизаня. Грузоподъемность судна доходила 400-500 тонн, а осадка при полной загрузке составляла не более 3,5 метров. Благодаря хорошим ходовым качествам, вместительности и простоте в управлении флейты вскоре стали популярными не только в Голландии, но и далеко за ее пределами. Тем более что на них было удобно не только ловить рыбу, но и воевать, а также доставлять грузы на большее расстояния.
У флейтов в зависимости от предназначения были дополнительные конструктивные особенности. Для перевозки древесины использовались суда, получившие название «нурдсвайдер». Их длина нередко превышала хрестоматийные сорок метров, что позволяло транспортировать цельные стволы деревьев, из которых изготавливались мачты. Стрейтвайдеры применялись для перевозки зерна и масла, они были лучше всего вооружены и нередко совмещали в себе функции торговых и военных судов. Для рыболовства обычно использовались буссы, с удобными складными мачтами и вместительным трюмом, где размещались бочки для засолки рыбы.