Советский судовой машинный телеграф из коллекции музея создали в 1976 году. Его передали в дар из Онежского морского порта, где он хранился на складе после списания судна. Этот машинный телеграф является электромеханическим устройством, которое использовали для передачи команд о скорости судна, то есть частоте вращения гребного вала, с ходового мостика на пост управления главным двигателем.
Передающее и приемное устройства машинного телеграфа имеют циферблаты с рукоятками и указательными стрелками. Конструктивно машинный телеграф состоит из нескольких основных приборов: передатчика-приемника, устанавливаемого в рулевой рубке и на крыльях мостика; приемника-передатчика, расположенного в центральном посту управления или машинном отделении; аппаратуры сигнализации.
Окружности циферблатов машинного телеграфа разделены на секторы, которые соответствуют полному, среднему и малому ходу судна вперед и назад. В верхней части циферблата находится сектор «стоп». Подобные устройства устанавливали на судах в XX столетии.
Когда на ходовом мостике вахтенный штурман или капитан переставлял рукоятку передающего устройства машинного телеграфа, например на сектор «малый вперед», указательная стрелка автоматически перемещалась в тот же сектор приемного устройства на посту управления главным двигателем. Одновременно с этим раздавался звуковой сигнал, и механик или вахтенный моторист видели эту команду.
При отработке команды вахтенный механик переставлял рукоятку приемного устройства машинного телеграфа на сектор «малый вперед», и звуковой сигнал прекращался. Таким образом, на мостике понимали, что в машинном отделении сигнал был получен и подтвержден, после чего двигателю давался соответствующий ход и направление вращения вала.
При наличии двигателей правого и левого борта для
каждого из них предусматривались свои передающие и приемные устройства. На
автоматизированных судах машинный телеграф выполнял функции задатчика режимов,
командный сигнал от которого поступал в систему управления главным двигателем.
На современных судах управление силовой установкой автоматизировано и
осуществляется дистанционно по проводам.