Своего высшего расцвета западноевропейский ночной пейзаж XVII века достигает в искусстве Голландии. Только в Республике Соединенных Провинций появляются живописцы, посвятившие большую часть своей творческой жизни наблюдению за ночной природой и отражению ее в своих полотнах.
В экспозицию включена картина голландского живописца эпохи Золотого века, родоначальника жанра ночного пейзажа Арта ван дер Нера «Лунная ночь на море». Юность художника прошла в родном городе Горинхем в Южной Голландии. Ведущими художниками Горинхема в то время были братья Йохим и Рафаэль Говертс Кампхёйзен. Последний стал учителем ван дер Нера, кроме того, Арт женился на его сестре. Около 1632 года молодая семья переехала в Амстердам, где у них родилось шестеро детей. Не имея возможности прокормить семью своим ремеслом, живописец стал владельцем кабака. В таком качестве он упоминается в документах 1659 и 1662 годов. Однако 12 декабря 1662 года наступило банкротство, имущество ван дер Нера было описано. Картины, написанные им, ценились крайне низко — в среднем, по пять гульденов за картину. Оставшиеся полтора десятилетия художник прожил в нищете. Тем не менее старший сын Арта ван дер Нера, Эглон ван дер Нер, также впоследствии стал художником.
Для передачи бликов и определения силуэтов Арт ван дер Нер процарапывал влажную краску до основания обратным концом кисти. С начала 1640-х годов Ван дер Нер вводит в свое творчество элементы, характерные для «тонального» пейзажного стиля, разработанного Яном ван Гойеном, Саломоном ван Рейсдалем и Питером де Молийном. В середине 1640-х годов он разработал свой собственный стиль и специализировался на зимних сценах, снежных бурях и ночных композициях, особенно реках, освещенных лунным светом, и закатах. Его пейзажи, как правило, используют слегка возвышенную точку обзора и включают реку или тропинку, которая уходит на задний план по мере сужения. Его исследования света являются его самым важным вкладом в голландскую пейзажную живопись.