В экспозиции археологического музея-заповедника «Танаис» представлена кружка, типичный образец аланской керамики.
Аланы — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века нашей эры — времени их появления в Приазовье и Предкавказье. В II веке нашей эры с Кавказа на Нижний Дон переместилось небольшое количество оседлых аланов, которые поселились на меотских городищах и в самом Танаисе. Именно это переселение объясняет огромное количество найденной в Танаисе аланской керамики. Аланская кружка была обнаружена археологами на городище Танаис в 1976 году. Кружка относится к столовой посуде, объем — около одного литра. Горловина кружки с высоким, слегка наклоненным внутрь прямым венчиком, с уступом, переходящая в почти цилиндрическое тулово, с сильно вогнутым дном. На тулове имеется симметричная пара высоких, почти на всю его высоту вертикальных сердцевидных в сечении ручек с горизонтально срезанным выступом сверху. Концы ручек крепятся к тулову через отверстия в стенке, на пробой, штифтом. Тулово на уровне верхнего и нижнего прилепов ручек декорировано неглубоким горизонтально пролощенным желобком. Снаружи в центре дна сосуда рельефный, выпуклый знак — крест в круге. Поверхность кирпичного цвета, лощеная.
Аланская керамика донских городищ отличается от произведенной
в Центральном Предкавказье отсутствием в тесте первой темноцветных
минералов и черного магнитного стекла, которые использовались
в качестве отощителя кавказскими гончарами. Однако в аланской посуде,
изготовленной на Дону, тоже встречаются искусственные или естественные
примеси, которые можно принять за кавказские. В начале 1-го
тысячелетия нашей эры, вероятно, существовал сухопутный торговый путь,
связывавший Танаис с городами Центрального Предкавказья, который
поддерживали именно сарматские кочевые народы. Что касается аланской столовой
и кухонной посуды, то, по-видимому, ее широко применяли как
в быту, так и для нужд погребального обряда осевшие в городе
сарматы. Использование подобной керамики городскими жителями говорит
о религиозно-магических предпочтениях представителей аланских племен,
проживавших в Танаисе в начале III века нашей эры.