Женский кафтан из коллекции Тобольского губернского музея сшит вручную из зеленого сукна и 83 фрагментов шеек чернозобой гагары — водоплавающей промысловой птицы, распространенной в Западной Сибири. По легендам гагара сопровождала шаманов в путешествиях, помогала преодолеть водные препятствия, отыскать и уничтожить злых духов в подводном мире.
Кафтан — это распашная одежда с прямым разрезом спереди и со сходящимися полами. Мастерица использовала для подбивки темную и белую оленьи шкуры, а меховые части кафтана соединила нитками из сухожилий. Рукава отделала мехом из шкурок брюшка гагар, а ворот — отложным воротником красного сукна, спинку выкроила из цельного куска зеленого сукна. Края рукавов, подола и край бортов мастерица обшила полосой из шкуры нерпы, полки и рукава украсила нашивками из бисера и олова. Такие красивые и дорогие кафтаны носили только богатые хантыйские женщины. Кафтан поступил в фонды во время сборов Тобольского губернского музея на реке Юган Сургутского уезда для первой Западно-Сибирской выставки 1911 года.
Народы Севера для украшения одежды традиционно использовали бисер — мелкие стеклянные бусы. На Крайний Север и в районы Сибири бисер попал в ХVIII–ХIХ веках: русские и иностранные купцы и скупщики пушнины меняли его на меха. До появления бисера местные для украшения одежды использовали бусы — кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные натуральными красителями. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода украшали богатой и сложной орнаментальной бисерной вышивкой. Северные ханты расшивали бисером кожаные туфли-чирки — белыми, черными, синими, красными геометрическими узорами.
У народов Сибири выделяют два вида техники шитья бисером. Первый вид — нашивная техника: бисер набирают на иглу с нитью и укладывают на основу по заранее начерченному контуру рисунка. Другой иглой с нитью закрепляют бисер, прихватывая ткань иглой через каждую бисеринку. Бисером шьют на полосах, розетках, квадратах, которые затем пришивают на готовую вещь или вшивают между двумя ее деталями.
Менее распространенная, чем нашивная, — техника низанного бисера: бисерные нити не крепят к основе, а оставляют свободными, переплетая между собой. Нить с двух концов заправляют в две иголки, одной иглой набирают бисер, спускают по нитке на середину, вторая игла проходит в бисеринки в обратном направлении и затягивает нить. Рукава женского кафтана из коллекции украшены вторым способом.
Кафтан — это распашная одежда с прямым разрезом спереди и со сходящимися полами. Мастерица использовала для подбивки темную и белую оленьи шкуры, а меховые части кафтана соединила нитками из сухожилий. Рукава отделала мехом из шкурок брюшка гагар, а ворот — отложным воротником красного сукна, спинку выкроила из цельного куска зеленого сукна. Края рукавов, подола и край бортов мастерица обшила полосой из шкуры нерпы, полки и рукава украсила нашивками из бисера и олова. Такие красивые и дорогие кафтаны носили только богатые хантыйские женщины. Кафтан поступил в фонды во время сборов Тобольского губернского музея на реке Юган Сургутского уезда для первой Западно-Сибирской выставки 1911 года.
Народы Севера для украшения одежды традиционно использовали бисер — мелкие стеклянные бусы. На Крайний Север и в районы Сибири бисер попал в ХVIII–ХIХ веках: русские и иностранные купцы и скупщики пушнины меняли его на меха. До появления бисера местные для украшения одежды использовали бусы — кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные натуральными красителями. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода украшали богатой и сложной орнаментальной бисерной вышивкой. Северные ханты расшивали бисером кожаные туфли-чирки — белыми, черными, синими, красными геометрическими узорами.
У народов Сибири выделяют два вида техники шитья бисером. Первый вид — нашивная техника: бисер набирают на иглу с нитью и укладывают на основу по заранее начерченному контуру рисунка. Другой иглой с нитью закрепляют бисер, прихватывая ткань иглой через каждую бисеринку. Бисером шьют на полосах, розетках, квадратах, которые затем пришивают на готовую вещь или вшивают между двумя ее деталями.
Менее распространенная, чем нашивная, — техника низанного бисера: бисерные нити не крепят к основе, а оставляют свободными, переплетая между собой. Нить с двух концов заправляют в две иголки, одной иглой набирают бисер, спускают по нитке на середину, вторая игла проходит в бисеринки в обратном направлении и затягивает нить. Рукава женского кафтана из коллекции украшены вторым способом.