В экспозиции Тобольского губернского музея есть макет летнего хантыйского чума — универсального дома для кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством. Размер макета — примерно четверть от натуральной величины настоящего.
У оленеводов существовал определенный порядок при установке чума. Прежде всего, выбирали место. Зимой — на укрытых от ветра местах, летом — наоборот. Богатые оленеводы ставили свои чумы подальше от других, чтобы не путать стада, тогда как бедняки летом объединялись в стойбища. Установка чума была делом женщин, им помогали девочки-подростки.
Сначала определяли, где будет очаг — его сооружали ровно в центре жилища, чтобы оно прогревалось равномерно. Жар от огня поднимался вверх и не позволял дождю и снегу попадать внутрь чума — капли просто испарялись под действием высокой температуры. Вокруг очага укладывали доски пола — широких четырехметровых досок требовалось 6–8 штук.
Затем устанавливали два основных опорных шеста — нижние концы втыкали в землю под углом 45 градусов, а верхние связывали гибкой петлей. По окружности уже размещали остальные. Летний чум собирали из 25–56 прочных еловых шестов длиной до 7–8 метров — чем больше было шестов и чем они длиннее, тем вместительнее получалось жилище. Затем устанавливали центральный внутренний шест симзы и перпендикулярно ему располагали две горизонтальные жерди, на которые укладывали железный стержень с крючком для котла.
На получившийся каркас сверху набрасывали покрышку — тиски, растягивали ее и закрепляли веревками. Покрышки для летнего чума сшивали из полос бересты, которую перед этим вываривали. Так береста становилась эластичной, прочной и не пересыхала со временем. Каркас для летнего чума делали более крутым, чем для зимнего — так на стенках снаружи не задерживалась вода во время дождей. Подол чума прикрывали дерном, чтобы края покрышки не раздувались от сквозняка.
После того, как жилище было полностью установлено, женщины застилали его внутри циновками из трав и прутьев и мягкими оленьими шкурами, от комаров и гнуса вешали полог, сшитый из легкой ситцевой ткани. У самого основания шестов принято класть малицы — верхнюю одежду из оленьих шкур с мехом внутрь — и другие мягкие вещи. Оленеводы возили и возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилала постель, а днем прятала спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
У оленеводов существовал определенный порядок при установке чума. Прежде всего, выбирали место. Зимой — на укрытых от ветра местах, летом — наоборот. Богатые оленеводы ставили свои чумы подальше от других, чтобы не путать стада, тогда как бедняки летом объединялись в стойбища. Установка чума была делом женщин, им помогали девочки-подростки.
Сначала определяли, где будет очаг — его сооружали ровно в центре жилища, чтобы оно прогревалось равномерно. Жар от огня поднимался вверх и не позволял дождю и снегу попадать внутрь чума — капли просто испарялись под действием высокой температуры. Вокруг очага укладывали доски пола — широких четырехметровых досок требовалось 6–8 штук.
Затем устанавливали два основных опорных шеста — нижние концы втыкали в землю под углом 45 градусов, а верхние связывали гибкой петлей. По окружности уже размещали остальные. Летний чум собирали из 25–56 прочных еловых шестов длиной до 7–8 метров — чем больше было шестов и чем они длиннее, тем вместительнее получалось жилище. Затем устанавливали центральный внутренний шест симзы и перпендикулярно ему располагали две горизонтальные жерди, на которые укладывали железный стержень с крючком для котла.
На получившийся каркас сверху набрасывали покрышку — тиски, растягивали ее и закрепляли веревками. Покрышки для летнего чума сшивали из полос бересты, которую перед этим вываривали. Так береста становилась эластичной, прочной и не пересыхала со временем. Каркас для летнего чума делали более крутым, чем для зимнего — так на стенках снаружи не задерживалась вода во время дождей. Подол чума прикрывали дерном, чтобы края покрышки не раздувались от сквозняка.
После того, как жилище было полностью установлено, женщины застилали его внутри циновками из трав и прутьев и мягкими оленьими шкурами, от комаров и гнуса вешали полог, сшитый из легкой ситцевой ткани. У самого основания шестов принято класть малицы — верхнюю одежду из оленьих шкур с мехом внутрь — и другие мягкие вещи. Оленеводы возили и возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилала постель, а днем прятала спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.