Изразец — это самостоятельное керамическое произведение, которое имеет украшенную лицевую пластину и выступы на обороте, предназначенные для закрепления изделия в строительной кладке. Изначально изразцы не покрывали глазурью, они имели цвет обожженной глины, поэтому назывались «красными изразцами». Позднее их стали украшать муравлением — покрывать эмалью на основе свинца. После обжига получался глубокий травяной цвет, который дал название технике — «муравление».
Подлинного расцвета искусство русского изразца достигло к концу XVII столетия, когда была освоена технология нанесения цветных эмалей на рельефный узор. Для получения крупной композиции совмещали несколько изразцов либо увеличивали размер цельной лицевой пластины, как в изразце с изображением херувима из коллекции Музея имени Андрея Рублёва. Изготовить такое большое полихромное изделие мог только искусный опытный мастер.
Появление новых видов изразцов связано с именем патриарха Московского и всея Руси Никона (1605–1681). Центром производства изразцов служила мастерская в Новоиерусалимском монастыре на Истре. Изразцы этого времени отвечали новым эстетическим запросам, что особенно заметно на примере декора Новоиерусалимского монастыря. Полихромные изразцы должны были имитировать цветной мрамор палестинского Храма Гроба Господня. Тогда же появились керамические иконостасы.
В 1666 году мастерская Новоиерусалимского монастыря была ликвидирована, а ее мастера переведены в Москву. С этого времени полихромные изразцы начали изготавливать во многих городах. Вместо прозрачной поливы стали применяться глухие эмали, что позволяло создавать изразцы из обычной красной глины. Каждый элемент рельефа выделялся не только формой, но и контрастной локальной окраской.
Наиболее употребительные цвета — холодноватый светло-зеленый (чаще всего для фона), ярко-желтый, коричневый, темно-синий, белый. Изразцы того времени отличались разнообразием сюжетов, включая изображения всадников, батальных сцен, птиц, ярких цветов, разнообразных побегов и плодов. При этом изразцы сохраняли связь с народными традициями и вкусами.
В экспозиции представлен изразец-вставка с изображением
херувима на плоском зеленом фоне. Подобные изразцы получили широкое
распространение на фасадах
московских церквей.