Ручной гончарный круг музей приобрел у жителя Саранска Владимира Макарова в 1973 году.
Устройство представляет собой скамью: доску на четырех вставных ножках, попарно соединенных перекладинами. В рабочем конце доски проделано сквозное отверстие, через которое вертикально проходит железный стержень до нижней перекладины — «ноги» скамьи. Стержень вставлен в специальное углубление перекладины и служит осью вращения для деревянного круга.
В большинстве случаев носителями гончарных традиций на территории Мордовии были не мордва, а потомки русских гончаров, переселившихся сюда в XVII–XIX веках. Здесь в большей степени, чем в среде сплошного расселения русского этноса, сохранились архаичные черты гончарного производства. Например, ручным кругом пользовались мастера по всему мордовскому краю вплоть до 1920-х годов.
Техника работы на подобном приспособлении была несложной. Мастер садился на скамью «верхом», разминал в лепешку кусок глины — основу будущего горшка, которую кулаком пристукивал к центру круга, посыпанному золой. Затем он постепенно начинал наращивать стенки сосуда до необходимой высоты. Для этого друг на друга по спирали накладывались предварительно скатанные из глины жгуты толщиной 3 -4 сантиметра. Вращая круг одной рукой, другой мастер сглаживал жгуты, уплощая их и подравнивая при помощи деревянного ножа.
Для изготовления большого сосуда высотой 38–40 сантиметров требовалось примерно 15 жгутов. Продолжая вращать круг, мастер прижимал к верхнему краю горшка мокрую ветошь — «мокрушу», «помощника» — и отгибал ее наружу, одновременно сглаживая. Получался горшок весом 8–9 килограммов. Придав изделию необходимую форму, гончар украшал его орнаментом, затем срезал с круга специальной нитью или проволокой и относил сушиться на 3-4 дня. За день один мастер изготавливал примерно 16-17 больших горшков, а средних — от 20 до 30.
Такой метод изготовления посуды мастера называли «налепным». Он был известен на территории современной Мордовии еще с эпохи неолита и широко встречается в археологических слоях более поздних культур — фатьяновской и срубной.
Устройство представляет собой скамью: доску на четырех вставных ножках, попарно соединенных перекладинами. В рабочем конце доски проделано сквозное отверстие, через которое вертикально проходит железный стержень до нижней перекладины — «ноги» скамьи. Стержень вставлен в специальное углубление перекладины и служит осью вращения для деревянного круга.
В большинстве случаев носителями гончарных традиций на территории Мордовии были не мордва, а потомки русских гончаров, переселившихся сюда в XVII–XIX веках. Здесь в большей степени, чем в среде сплошного расселения русского этноса, сохранились архаичные черты гончарного производства. Например, ручным кругом пользовались мастера по всему мордовскому краю вплоть до 1920-х годов.
Техника работы на подобном приспособлении была несложной. Мастер садился на скамью «верхом», разминал в лепешку кусок глины — основу будущего горшка, которую кулаком пристукивал к центру круга, посыпанному золой. Затем он постепенно начинал наращивать стенки сосуда до необходимой высоты. Для этого друг на друга по спирали накладывались предварительно скатанные из глины жгуты толщиной 3 -4 сантиметра. Вращая круг одной рукой, другой мастер сглаживал жгуты, уплощая их и подравнивая при помощи деревянного ножа.
Для изготовления большого сосуда высотой 38–40 сантиметров требовалось примерно 15 жгутов. Продолжая вращать круг, мастер прижимал к верхнему краю горшка мокрую ветошь — «мокрушу», «помощника» — и отгибал ее наружу, одновременно сглаживая. Получался горшок весом 8–9 килограммов. Придав изделию необходимую форму, гончар украшал его орнаментом, затем срезал с круга специальной нитью или проволокой и относил сушиться на 3-4 дня. За день один мастер изготавливал примерно 16-17 больших горшков, а средних — от 20 до 30.
Такой метод изготовления посуды мастера называли «налепным». Он был известен на территории современной Мордовии еще с эпохи неолита и широко встречается в археологических слоях более поздних культур — фатьяновской и срубной.