В городе Галич Костромской губернии в XVIII — первой половине XIX века и замужние женщины, и девицы носили высокие головные уборы стрельчатой формы. У таких уборов был твердый каркас, а лицевая сторона его была щедро украшена цветными стеклами, блестками-пайетками, цветной фольгой, речным жемчугом или перламутром. Эти головные уборы входили в состав так называемого сарафанного городского комплекса праздничного костюма, который состоял из сарафана, шитого из фабричной материи, нарядной рубашки с кружевом и тамбурной вышивкой, душегреи или кофты-шугая.
В начале XIX века в Галичском уезде сарафан и шугай шились из разных по цвету и рисунку тканей, что было связано с их дороговизной. Но в то же время это было очень выгодно: из пары сарафанов и пары шугаев можно было собрать несколько вариантов выходного наряда. Молодые замужние женщины дополняли свой праздничный костюм шелковым головным покрывалом или шалью, которые набрасывали на островерхий кокошник.
Лицевые стороны женских и девичьих галич-костромских головных уборов не отличались, однако сама конструкция убора была разной. Главное отличие заключается в том, что женский головной убор — кокошник, — независимо от формы, должен обязательно закрывать волосы. Уборы же девушек или невест оставляли открытыми теменную и затылочную части головы, позволяли продемонстрировать один из главных атрибутов девичества — косу.
Этих правил придерживались и жительницы города Галич. Женские кокошники с тыльной стороны имели скроенный из дорогой парчи задник, который закрывал волосы, как полагалось порядочной женщине.
В представленном головном уборе использовалась технология «саженье по бе́ли» — это технология вышивки, известная на Руси еще с эпохи Раннего Средневековья. Облачения священнослужителей и церковная утварь декорировались с помощью этой техники еще в XI–XIII веках. В XVI веке она пришла и в народный костюм. В XVIII–XIX веках саженьем по бели украшали праздничные женские и девичьи головные уборы во многих регионах России.
Галичский девичий головной убор не был повседневным. Позволить себе подобный убор могла далеко не каждая купеческая семья. Женские и девичьи уборы изготавливались на заказ мастерами высочайшего уровня.
В начале XIX века в Галичском уезде сарафан и шугай шились из разных по цвету и рисунку тканей, что было связано с их дороговизной. Но в то же время это было очень выгодно: из пары сарафанов и пары шугаев можно было собрать несколько вариантов выходного наряда. Молодые замужние женщины дополняли свой праздничный костюм шелковым головным покрывалом или шалью, которые набрасывали на островерхий кокошник.
Лицевые стороны женских и девичьих галич-костромских головных уборов не отличались, однако сама конструкция убора была разной. Главное отличие заключается в том, что женский головной убор — кокошник, — независимо от формы, должен обязательно закрывать волосы. Уборы же девушек или невест оставляли открытыми теменную и затылочную части головы, позволяли продемонстрировать один из главных атрибутов девичества — косу.
Этих правил придерживались и жительницы города Галич. Женские кокошники с тыльной стороны имели скроенный из дорогой парчи задник, который закрывал волосы, как полагалось порядочной женщине.
В представленном головном уборе использовалась технология «саженье по бе́ли» — это технология вышивки, известная на Руси еще с эпохи Раннего Средневековья. Облачения священнослужителей и церковная утварь декорировались с помощью этой техники еще в XI–XIII веках. В XVI веке она пришла и в народный костюм. В XVIII–XIX веках саженьем по бели украшали праздничные женские и девичьи головные уборы во многих регионах России.
Галичский девичий головной убор не был повседневным. Позволить себе подобный убор могла далеко не каждая купеческая семья. Женские и девичьи уборы изготавливались на заказ мастерами высочайшего уровня.