В XVIII столетии на уральских заводах процветало производство посуды и хозяйственной утвари из меди и латуни. Она делалась в огромных количествах и далее поступала в разные регионы страны. В собраниях самых разных музеев сохранилось большое число произведений уральских «котельников» (так в старину называли людей, делавших предметы из меди). Не стал исключением и Русский музей. В фонде народного искусства Русского музея хранится кумган — узкогорлый сосуд (кувшин) для воды, изготовленный в 1770-е годы на Иргинском заводе Осокиных. Завод располагался на Западном Урале и был известным центром производства металлической посуды и хозяйственной утвари. Заводы Осокиных составляли достойную конкуренцию знаменитым демидовским предприятиям.
В Русский музей предмет поступил из собрания Государственного Эрмитажа в 1938 году. Ранее представленный кумган находился в музее Центрального училища технического рисования барона Александра Людвиговича фон Штиглица. Изделие было приобретено в 1917 году в антикварном магазине Михаила Савостина «Старинные вещи» (город Санкт-Петербург).
Кумган имеет грушевидное, слегка приплюснутое тулово, соединенное валиком с высоким горлом, клювовидный носик и колоколообразную крышку. Он поставлен на высокое профилированное основание. Декоративное оформление кумгана богато: растительные завитки, «пламенеющие» и «глазковые» рокайли, «сетка» и прочее. Мотивы растительного и геометрического орнамента типичны для медного и особенно серебряного дела того периода. А изображения птиц имеют типично осокинскую интерпретацию. Это двуглавый орел, расположенный под носиком, и две птицы по сторонам древа.
Такие композиции вносят упорядоченность в орнаментальное оформление изделия. В подобных изображениях проявилась наблюдательность уральских мастеров: почти во всех сюжетах они сумели воспроизвести типичные повадки пернатых, особенности их внешнего облика. Однако это не говорит о натуралистичности осокинского орнамента. Все изображения объединены общим декоративным оформлением. Ни одно из них не выбивается из общего звучания.
В Русский музей предмет поступил из собрания Государственного Эрмитажа в 1938 году. Ранее представленный кумган находился в музее Центрального училища технического рисования барона Александра Людвиговича фон Штиглица. Изделие было приобретено в 1917 году в антикварном магазине Михаила Савостина «Старинные вещи» (город Санкт-Петербург).
Кумган имеет грушевидное, слегка приплюснутое тулово, соединенное валиком с высоким горлом, клювовидный носик и колоколообразную крышку. Он поставлен на высокое профилированное основание. Декоративное оформление кумгана богато: растительные завитки, «пламенеющие» и «глазковые» рокайли, «сетка» и прочее. Мотивы растительного и геометрического орнамента типичны для медного и особенно серебряного дела того периода. А изображения птиц имеют типично осокинскую интерпретацию. Это двуглавый орел, расположенный под носиком, и две птицы по сторонам древа.
Такие композиции вносят упорядоченность в орнаментальное оформление изделия. В подобных изображениях проявилась наблюдательность уральских мастеров: почти во всех сюжетах они сумели воспроизвести типичные повадки пернатых, особенности их внешнего облика. Однако это не говорит о натуралистичности осокинского орнамента. Все изображения объединены общим декоративным оформлением. Ни одно из них не выбивается из общего звучания.