Белые строчевые подзоры XVIII — начала XIX века — это нарядные полотнища до 2 метров длиной и 50–70 см шириной. Они служили украшением свадебной постели и входили в состав приданого невесты. Особо интересен представленный подзор XVIII века из Олонецкой губернии с сюжетом сказа «О семи Симеонах», который был известен по лубочным картинкам в XVIII веке и имел несколько разных версий пересказа.
Однажды царь узнал, что живут в его государстве семь братьев — Симеонов-однобрюшников — и каждый славен своим талантом. Вызвал царь их к себе и спросил, что умеет каждый. Первый сказал, что может торговать дорогими товарами по разным землям, второй — что он хороший стрелец, третий — что может выковать железный столб в 20 сажен вышиною, четвертый — забраться высоко на столб и увидеть, что на белом свете творится, пятый — что может срубить корабль, который будет ходить по морю, как посуху, шестой — нырнуть с этим кораблем под воду, а седьмой Симеон оказался вором. Забрался один из Симеонов на высокий столб и увидел, что есть в далеком государстве царевна Елена Прекрасная, и приказал царь Симеонам отправиться за ней. Построил один из братьев корабль, и они поплыли. Младший-вор взял с собой кота сибирского диковинного и повел на площадь перед окнами царевны. Так, котом да хитростью, заманил он на корабль царевну. Только отплыли братья от берега, как обратилась царевна белой лебедью и полетела с корабля. Да только Симеон-лучник выстрелил в нее, упала лебедь и опять обернулась царевной. А за царя замуж она не пошла — выбрала младшего Симеона-вора.
Во всю длину полотна фризом перед нами развертываются главные эпизоды сказки. Здесь и терем царя, и корабль, построенный одним из братьев, мчащийся по бурному морю, которое обозначено фигурой с короной на голове и с трезубцем в руках, и бравый Симеон-лучник, стреляющий в ускользающую царевну-лебедь, также представленную на подзоре сказочной птицей-павой в окружении других птиц.
Орнаментальная форма воплощения рассказа проявляется в ритме соотношения силуэтов фигур на сквозном фоне, в богатстве фактурных разработок поверхности, в равновесии частей композиции.
Однажды царь узнал, что живут в его государстве семь братьев — Симеонов-однобрюшников — и каждый славен своим талантом. Вызвал царь их к себе и спросил, что умеет каждый. Первый сказал, что может торговать дорогими товарами по разным землям, второй — что он хороший стрелец, третий — что может выковать железный столб в 20 сажен вышиною, четвертый — забраться высоко на столб и увидеть, что на белом свете творится, пятый — что может срубить корабль, который будет ходить по морю, как посуху, шестой — нырнуть с этим кораблем под воду, а седьмой Симеон оказался вором. Забрался один из Симеонов на высокий столб и увидел, что есть в далеком государстве царевна Елена Прекрасная, и приказал царь Симеонам отправиться за ней. Построил один из братьев корабль, и они поплыли. Младший-вор взял с собой кота сибирского диковинного и повел на площадь перед окнами царевны. Так, котом да хитростью, заманил он на корабль царевну. Только отплыли братья от берега, как обратилась царевна белой лебедью и полетела с корабля. Да только Симеон-лучник выстрелил в нее, упала лебедь и опять обернулась царевной. А за царя замуж она не пошла — выбрала младшего Симеона-вора.
Во всю длину полотна фризом перед нами развертываются главные эпизоды сказки. Здесь и терем царя, и корабль, построенный одним из братьев, мчащийся по бурному морю, которое обозначено фигурой с короной на голове и с трезубцем в руках, и бравый Симеон-лучник, стреляющий в ускользающую царевну-лебедь, также представленную на подзоре сказочной птицей-павой в окружении других птиц.
Орнаментальная форма воплощения рассказа проявляется в ритме соотношения силуэтов фигур на сквозном фоне, в богатстве фактурных разработок поверхности, в равновесии частей композиции.