Тысячи судов совершают океанские переходы, ведут рыбный промысел близ континентального шельфа, перевозят пассажиров и грузы вдоль побережий. Каждое современное торговое судно или военный корабль, согласно Конвенции о Международных правилах для предупреждения столкновений судов в море от 1972 года, от заката до восхода солнца несет строго определенные огни.
При этом сотни лет до этого корабли плавали без огней. Поначалу число судов было невелико, опасность столкновения в ночное время считалась маловероятной. Люди, занимавшиеся судоходством, больше заботились о сооружении маяков на опасных скалистых или мелководных берегах, чем об оснащении кораблей фонарями.
Уже к середине ХIХ столетия человечество располагало огромным флотом военных и торговых судов. На морских путях становилось тесно, а в таких оживленных местах, как подходы к морским портам Северной Европы, проливы, Северное море, Балтика, восточное побережье Северной Америки, нередко возникали сложности. Особенно тяжело приходилось капитанам во время плавания в этих районах ночью и в тумане.
B 1852 году Британское адмиралтейство ввело правило, которое обязывало все английские и иностранные суда, приближавшиеся на 20 миль к берегам Британских островов, в ночное время нести ходовые огни. Согласно этому постановлению, все убытки в случае столкновения возмещались владельцами того судна, которое игнорировало эти правила. Вскоре этим начали руководствоваться и другие государства, которые имели выход к морю.
В 1889 году в США была созвана международная конференция по выработке единых правил для предупреждения столкновений судов в море. В ней участвовали представители 26 морских держав. Принятые правила без значительных изменений продолжают действовать и сейчас. Синий огонь в настоящее время применяется на военных кораблях.
Ходовой синий фонарь для самоходных и несамоходных
судов из коллекции музея изготовили ориентировочно в конце XIX или начале XX
века. На корпусе сохранилась надпись на английском языке STARBOARD, означающая
в переводе на русский язык «Правый борт».