Безусловно, одной из жемчужин собрания западноевропейского искусства являются две створки домашнего алтаря, изготовленные в Нидерландах в начале XVI века.
На деревянных стоврках изображены:
1. Святой Марк с донатором. На обороте: Блаженный Августин
2. Святая Анна с женой донатора. На обороте: святая Варвара
Двусторонняя филенка с изображением донаторов и святых, поступившая в собрание музея как работа кисти Луки Лейденского, открывает экспозицию обновленного зала «Искусство Северной Европы XVI–XIX вв.». Такие миниатюрные алтари писались для домашних часовен, верующие брали их с собой, отправляясь в путешествие. Небольшой размер складней, которые подобно книге, могли «распахиваться в два листа», соответствовал их предназначению: служить индивидуальной молитве.
Произведение представляет собой части двустороннего диптиха. Исходя из формата композиции можно предположить, что парные филенки являлись боковыми створками триптиха с утраченной центральной композицией. На лицевой филенке на разных сторонах изображены евангелист Марк со львом и свитком в руке и Блаженный Августин в епископской одежде с сердцем и пастырским посохом. На правой створке представлена святая Анна с Девой Марией с Младенцем Христом на руках. На другой стороне филенки изображена святая Варвара на фоне башни. Перед святыми Марком и Анной расположены фигуры молящихся на коленях донатора и его жены. Неизвестный художник использовал мало распространенный сюжет, известный как «Аnna selbdritt» (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»; итал. Anna metterza, анг. Ann mettercia, фр. Anne trinitaire) — тип изображения святой Анны с ее дочерью девой Марией и внуком Иисусом Христом. Эта иконография сформировалась в позднее средневековье с ростом популярности святой Анны и особенно была распространена в XV веке в Италии и Германии.
Выразительны портреты заказчиков. Художник передал их возраст, душевный склад, физиономические особенности. Значительное место на створках алтаря занимает пейзаж, написанный с любовью к каждой детали и каждому растению, что возникает мысль о конкретной местности, где-то увиденной художником.