Этот экспонат представляет собой фрагмент борта поморского карбаса с гнездом для уключины. Он происходит из деревни Унежмы Онежского уезда Архангельской губернии. Если поморские суда других типов — лодьи, кочи, шняки — до наших дней не дошли, то карбасы в некоторых северных деревнях продолжали «шить» и в XXI веке.
Впервые сшивные карбасы упоминались в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, однако это вовсе не означает, что до того времени их не строили. Технология «шитых» судов была хорошо известна со времен Древней Руси. Бортовые доски сшивали вицей, то есть корнями хвойных деревьев, крученым стволом молодой березы, ивы или черемухи, жилами животных, а швы конопатили и просмаливали.
В течение ряда столетий использовались доски «топорные», так они именовались в старинных документах. Бревна кололи вдоль ствола клиньями, после чего обрабатывали топором. Появление пил и механизированной распиловки бревен на Севере относится к концу XVII века, однако в обиход судостроителей «пильные» доски вошли не ранее 1820-х годов.
О существовании каких-либо чертежей карбасов, как и поморских судов других типов, говорить не приходится. Ремесло судостроения передавалось по наследству. Каждый мастер имел свои мерки в виде шестов с зарубками, при необходимости делал наброски прямо на песке. Суда одних и тех же наименований отличались друг от друга. Карбас из Поморья распространился и в Восточную Сибирь, здесь он получил свои отличительные черты.
Карбасы четко различались и по району плавания, и по назначению. Известны были промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские суда. На извозных карбасах перевозились богомольцы в Соловецкий монастырь из Холмогор, а затем из Архангельска. В таких «пассажирских» лодках размещалось до 45 человек, обслуживали их 5 членов экипажа. В петровские времена карбасы использовали в качестве вспомогательных судов при военных действиях на Балтике.
Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной
остойчивостью, карбас практически не принимал внутрь брызг. Типичный карбас
имел острую корму, хотя делали и транцевую, прямую линию киля (на малых лодках
встречалась и криволинейная). Величину карбаса обычно характеризовали
количеством пар весел (различали «тройник», «четверик», «пятерик», «шестерик»),
в некоторых местах — числом «набоев», то есть досок обшивки борта.