Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Онежские мореходы»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фрагмент борта поморского карбаса

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя, Архангельская губерния, Онежский уезд, деревня Унежма
Размер
52x75 см
Техника
дерево, металл; шитье коваными гвоздями
1
Открыть в приложении
#2

Этот экспонат представляет собой фрагмент борта поморского карбаса с гнездом для уключины. Он происходит из деревни Унежмы Онежского уезда Архангельской губернии. Если поморские суда других типов — лодьи, кочи, шняки — до наших дней не дошли, то карбасы в некоторых северных деревнях продолжали «шить» и в XXI веке.

Впервые сшивные карбасы упоминались в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, однако это вовсе не означает, что до того времени их не строили. Технология «шитых» судов была хорошо известна со времен Древней Руси. Бортовые доски сшивали вицей, то есть корнями хвойных деревьев, крученым стволом молодой березы, ивы или черемухи, жилами животных, а швы конопатили и просмаливали.

В течение ряда столетий использовались доски «топорные», так они именовались в старинных документах. Бревна кололи вдоль ствола клиньями, после чего обрабатывали топором. Появление пил и механизированной распиловки бревен на Севере относится к концу XVII века, однако в обиход судостроителей «пильные» доски вошли не ранее 1820-х годов.

О существовании каких-либо чертежей карбасов, как и поморских судов других типов, говорить не приходится. Ремесло судостроения передавалось по наследству. Каждый мастер имел свои мерки в виде шестов с зарубками, при необходимости делал наброски прямо на песке. Суда одних и тех же наименований отличались друг от друга. Карбас из Поморья распространился и в Восточную Сибирь, здесь он получил свои отличительные черты.

Карбасы четко различались и по району плавания, и по назначению. Известны были промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские суда. На извозных карбасах перевозились богомольцы в Соловецкий монастырь из Холмогор, а затем из Архангельска. В таких «пассажирских» лодках размещалось до 45 человек, обслуживали их 5 членов экипажа. В петровские времена карбасы использовали в качестве вспомогательных судов при военных действиях на Балтике.

Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной остойчивостью, карбас практически не принимал внутрь брызг. Типичный карбас имел острую корму, хотя делали и транцевую, прямую линию киля (на малых лодках встречалась и криволинейная). Величину карбаса обычно характеризовали количеством пар весел (различали «тройник», «четверик», «пятерик», «шестерик»), в некоторых местах — числом «набоев», то есть досок обшивки борта.

#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фрагмент борта поморского карбаса

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя, Архангельская губерния, Онежский уезд, деревня Унежма
Размер
52x75 см
Техника
дерево, металл; шитье коваными гвоздями
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%