Образ середины XVII века «Богоматерь Звезда Пресветлая» происходит из церкви Рождества Христова в городе Балахна Нижегородской области. Эта икона уникальна для отечественной иконописи: Богоматерь с Младенцем на троне изображены в окружении сцен праздников и символико-аллегорических композиций, иллюстраций Псалмов и литургических гимнов.
Матерь Божья предстает в царственных облачениях, белый плат на голове покрывает царская корона — городчатый венец, увенчанный крестом. Извод тронной Богоматери с Младенцем близок Одигитрии, но Младенец сидит вполоборота к Матери, которую благословляет. Образцом для иконы послужила католическая композиция «Мадонна дель Розарио» («Мадонна с четками»), появившаяся в конце XV века. «Розарий» — молитвенное правило, состоящее из 150 повторений латинского «Аве Мария (Слава Тебе, Мария)». Для отсчета повторов используются четки, которые тоже называются розарием.
Молитвенное правило читается в честь почитавшихся католиками 15 таинств из жизни Богородицы — пяти радостных, пяти скорбных и пяти славных. Эти таинства изображались вокруг Марии в композиции «Мадонна с четками». В иконе из Балахны подбор сцен следует этому принципу, однако последовательность сюжетов изменена. Сцены располагаются в порядке, определенным прославлением Марии как Девы, Богородицы и Царицы небесной.
Над главой сидящей на троне Матери Божией помещена сцена «Сошествие Святого Духа на апостолов» как иллюстрация дней после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, символ рождения земной Церкви. При этом сцена приведена в том изводе, где центром также является сидящая на престоле Богоматерь. За спиной сидящей на троне в среднике Богородицы написаны сцены ее прославления — «Коронование» и «Предста Царица…», а далее следуют Богородичные праздники, Рождество Христово, Сретение и Преполовение.
Примечательно, что в сцене Сретения Иосиф подносит первосвященнику
Эммануила, как если бы это была иллюстрация праздника Обрезания Господня.
За спиной Младенца — Страстной цикл, то есть события Страстной
седмицы, от Великого четверга (Умовение ног) до Пасхи (Восстание
от гроба, Сошествие во ад). Завершает цикл Вознесение Господне,
сороковой день после Пасхи. Богоматерь, вместе с Которой молятся апостолы,
пребывает в центре как символическая и реальная ось композиции,
истории и земного мира.