В Россию сундук пришел в средние века с Востока и получил широкое распространение. Вплоть до XIX века он считался основной мебелью в доме.
Сундуки размещались как в жилых помещениях: горницах, светелках, парадных комнатах, так и в не жилых: в сенях, клетях и подклетях. Те, что были украшены резьбой, затейливой росписью, оббиты кожей, дорогими тканями, окованы гладкими, выпуклыми или просечными полосами луженого или воронёного железа указывали на зажиточность дома. Чем больше количество сундуков — тем богаче считалась семья.
В конце XVIII века с увеличением количества ветряных пильных мельниц и мельниц на водной тяге, значительно удешевилась стоимость пиломатериалов. Это в свою очередь повлияло на цену плотницких работ и привело к тому, что сундук, как и другая деревянная мебель, стали доступны большему количеству людей со средним достатком. В обиходе распространены были и пользовались наибольшим покупательским спросом самые простые разновидности сундуков. В отличие от обитых «мороженой» жестью, кожей, покрытых причудливой резьбой шкатулок и сундуков, делавшихся как предметы роскоши для состоятельных горожан, они имели простую, но, не смотря на это прочную конструкцию и неприхотливое наружное оформление. При минимуме использованных художественных средств мастера подбирали такие цветовые сочетания покраски и симметричное размещение геометрических фигур металлической отделки, служившей не столько декоративным элементом, а больше все же придающей прочность, что сундук становился украшением дома. Однако в конце XIX века с развитием железных дорог и появлением недорогой фабричной мебели, сундуки вытиснились из домов горожан и остались атрибутами, в большей степени, деревенского быта.
Мастера начала ХХ века изготавливали сундуки двух типов: с окраской деревянной поверхности либо оковкой «мороженой» жестью и сверху укрепляли их полосами железа. В конструктивном отношении это были простые вещи — никаких внутренних отделений они, как правило, не имели. У сундуков была покатая или плоская крышка, врезные или навесные замки (иногда оба) и прикрепленные по бокам скобы-ручки для переноски, по одной или по две.
После революции 1917 года изготовление сундуков занялись специально созданные артели. К двадцатым годам прошлого века работа этих артелей была налажена, и они начали выдавать готовую продукцию большим числом. Артели работали в составе Совета народного хозяйства. Совнархоз так же занимался контролем работы, выработкой плана и реализацией готовых изделий.
Сундук экспозиции Ленского историко-краеведческого музея — это большой прямоугольный деревянный ящик, покрытый ярко окрашенными листами жести. На каждой стороне находятся большие квадраты, которые в свою очередь разбиты на более мелкие. Они окрашены в разные цвета: белый, красный, синий. В центре больших жестяных квадратов крупные трафаретные изображения ветвей с листьями. Углы сундука обиты полосами с трафаретными узорами. Последние состоят из простейших геометрических и растительных мотивов. Такие и подобные им сундуки изготавливались в 1940–1950-е годы в уральской артели «Заря».