Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Век назад считалось одним из первостепенных предметов сельского быта.
В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке.
Древесина, идущая на коромысла, должна была быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывали на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывали прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывали в середине до определенной толщины, а затем распаривали.
Разогретую заготовку вставляли в гнутарное приспособление, которое представляло собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называли шаблоном, а с прямой кромкой — упором. При расклинивании заготовка сгибалась и плотно прижималась к бруску-шаблону.
Согнутую заготовку сушили в гнутарном приспособлении, которое должно было находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсыхала, наплечная часть коромысла приобретала дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывали с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласты шли под прямым углом к изогнутой наплечной части. Затем на каждом конце коромысла вырезали сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делали из металлических полосок.
Готовое коромысло шлифовали до гладкости, после чего его можно было использовать. Иногда коромысло расписывали масляными красками или вместо росписи использовали резьбу. В фондах нашего музея хранится такое коромысло. Оно имеет красно-коричневый оттенок. В середине на сгибе — фрагмент росписи: на серебрянном поле синие и красные цветы. По обеим краям коромысла закреплены с помощью гвоздей медные пластины. Концы пластин выходят за края деревянной части и загнуты «крючком» для подвешивания ведер.
В те времена любой водный источник, будь то родник или колодец, был местом ежедневной встречи женского населения деревни или села. У колодца можно было поговорить, узнать последние деревенские новости, показать свои обновки, поделиться радостью или печалью, и ходить по воду неряхой было не принято. Ведра тоже брали те, что получше, несли их на коромыслах, украшенных резьбой или яркой росписью.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. У колодца ведро на коромысло цепляли сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. А можно было приловчится и сразу забросить на плечо коромысло с двумя ведрами.В те времена любой водный источник, будь то родник или колодец, был местом ежедневной встречи женского населения деревни или села. У колодца можно было поговорить, узнать последние деревенские новости, показать свои обновки, поделиться радостью или печалью, и ходить по воду неряхой было не принято. Ведра тоже брали те, что получше, несли их на коромыслах, украшенных резьбой или яркой росписью.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. У колодца ведро на коромысло цепляли сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. А можно было приловчится и сразу забросить на плечо коромысло с двумя ведрами.