Самовар триста лет считается обязательным предметом традиционного чаепития на Руси.
Когда говорят «самовар», сразу возникает эпитет «тульский», но история утверждает, что он появился задолго до первого упоминания о городе Туле. Хроники утверждают — ему уже несколько тысячелетий. Первенство создания самовара оспаривают азиатские и античные государства. Археологические раскопки и летописи подтверждают это. Античный самовар более похож на русский, чем китайский — он использовался только для нагревания воды, тогда как в Китае по похожему принципу готовили и нагревали пищу. Но кипяток римлянам нужен был для разбавления вина. То есть римляне делали глинтвейн, а не чай.
Судьба самоварного производства в России неотделима от истории страны и народа. Славный период покорения отечественных и мировых рынков русскими самоварами завершился после первой мировой войны и Октябрьской революции. Многие самоварные фабрики почти прекратили существовать после того, как была проведена национализация собственности. После 1925 года в Туле сохранилось лишь три фабрики, которые стали государственными. Казалось, культура чаепития за самоваром уходит в небытие вместе с прежним дореволюционным укладом жизни. Однако после Великой Отечественной войны Тула возродила свой статус «самоварной столицы». В 1950 году на тульском заводе по выпуску патронов, получившем новое название «Штамп», стали производить самовары. Это было единственное в этот исторический период самоварное предприятие в России.
Экспонат Ленского историко-краеведческого музея — это тридцатилитровый угольный или жаровый самовар, изготовленный на тульской заводе «Штамп». Самовары такого объема называются «трактирными» и предназначены для заведений общественного питания.
Тулово самовара цилиндрическое, форма «банка» с перехватом в верхней части, основание квадратное на четырех ножках. Поддувало с фигурными прорезями. Ручки изогнутые, в виде двух фигурных металлических пластин, соединённых деревянными держателями. Кран с рельефной розеткой в основании. Ключ крана выполнен в геометрической форме. Крышка самовара гладкая с тремя отверстиями: две хватки и паровичок, а конфорка с резными прорезями.
На крышке отлично читается клеймо завода изготовителя. Сохранность нашего самовара очень хорошая, но у него потек кран и отсутствует одна из двух хваток. Во всем остальном он все такой же — солидный, блестящий, основательный.