#1
Третий лист графической серии-триптиха объединяет мотивы механической куклы и Песочного человека. Олимпия поднимается вверх по лестнице, которая ведет ее под арку — вероятно, на башню собора, где происходит финальная сцена новеллы. Характер изображения тела, положение головы,
поворот руки, — все говорит о движении, которое невозможно произвести живому человеку. Из руки Олимпии сыплются глаза. Неестественные шары глаз — не только деталь легенды о Песочнике, но и метафора слепоты влюбленного в механическую куклу Натанаэля. Под лестницей видна лежащая
фигура мертвого человека — собирательный образ: это и главная травма детства, погибший отец, и собственная судьба главного героя. Изображенная сцена не является точным соответствием описанному в новелле, а может быть истолкована как художественная интерпретация, соединяющая воедино основные мотивы произведения.
#2
В новелле сюжет любви к механической кукле разрешается катастрофической и гротескной сценой:
#5
Уже на лестнице, уже в сенях услышал [Натанаэль] необычайный шум, который как будто доносился из рабочего кабинета Спаланцани. Топанье, звон, толчки, глухие удары в дверь вперемешку с бранью и проклятиями. «Пусти, пусти, бесчестный злодей! Я вложил в нее всю жизнь! — Ха-ха-ха-ха! — Такого уговора не было! — Я, я сделал глаза! — А я заводной механизм! — Болван ты со своим механизмом! — Проклятая собака, безмозглый часовщик! — Убирайся! — Сатана! — Стой! Поденщик! Каналья! — Стой! — Прочь! — Пусти!». То были голоса Спаланцани и отвратительного Коппелиуса, гремевшие и бушевавшие, заглушая друг друга.
#3
Натанаэль, охваченный неизъяснимым страхом, ворвался к ним. Профессор держал за плечи какую-то женскую фигуру, итальянец Коппола тянул ее за ноги, оба тащили и дергали в разные стороны, с яростным ожесточением стараясь завладеть ею. В несказанном ужасе отпрянул Натанаэль, узнав Олимпию; воспламененный безумным гневом, он хотел броситься к беснующимся, чтобы отнять возлюбленную; но в ту же минуту Коппола с нечеловеческой силой вырвал из рук Спаланцани фигуру и нанес ею профессору такой жестокий удар, что тот зашатался и упал навзничь на стол, заставленный фиалами, ретортами, бутылями и стеклянными цилиндрами… Коппола взвалил на плечи фигуру и с
мерзким визгливым смехом торопливо сбежал по лестнице, так что слышно было, как отвратительно свесившиеся ноги Олимпии с деревянным стуком бились и громыхали по ступеням. Натанаэль оцепенел — слишком явственно видел он теперь, что смертельно бледное восковое лицо Олимпии лишено глаз, на их месте чернели две впадины: она была безжизненною куклою».
читать дальшескрыть
Песочный человек. Сюжет 3
Размер
61,5x47 cm
Техника
бумага, линогравюра
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться