Изображен кульминационный момент новеллы «Песочный человек»: Натанаэль, очарованный Олимпией, которую он наделяет достоинствами идеала, приходит в дом Спаланцани просить ее руки и оказывается свидетелем безобразной сцены — драки изобретателей за механизм. Побеждает Коппола, который «взвалил на плечи фигуру и с мерзким визгливым смехом торопливо сбежал по лестнице, так что слышно было, как отвратительно свесившиеся ноги Олимпии с деревянным стуком бились и громыхали по ступеням.
#1
#2
Натанаэль оцепенел — слишком явственно видел он теперь, что смертельно бледное восковое лицо Олимпии лишено глаз, на их месте чернели две впадины: она была безжизненною куклою. Спаланцани корчился на полу, стеклянные осколки поранили ему голову, грудь и руку, кровь текла ручьями. Но он собрал все свои силы.
#7
— В погоню — в погоню — что ж ты медлишь? Коппелиус, Коппелиус, он похитил у меня лучший автомат… Двадцать лет работал я над ним — я вложил в него всю жизнь; заводной механизм, речь, движение — все мое. Глаза, глаза он украл у тебя! Проклятый, злодей! В погоню! Верни мне Олимпию. Вот тебе глаза!
И тут Натанаэль увидел на полу кровавые глаза, устремившие на него неподвижный взор; Спаланцани невредимой рукой схватил их и бросил в него, так что они ударились ему в грудь. И тут безумие впустило в него огненные свои когти и проникло в его душу, раздирая его мысли и чувства.
#4
Происходящее показано на графическом листе так, как это мог бы видеть Натанаэль: Коппола, показанный в профиль, одетый по моде конца XVIII в. — в развевающемся плаще-крылатке, парике с косицей, круглой шляпе и туфлях с пряжками — занимает почти все пространство листа; в руках его шарнирный манекен с человеческим лицом и распущенными длинными волосами. Черты лица Олимпии, кисти ее рук и ног тонки и изящны, что в соединении с подчеркнуто кукольным телом выглядит гротескно-безобразным.
#5
В верхнем правом углу листа Спаланцани без парика, с лысой головой, простирает руки к
своему детищу, но фигура его, данная анфас на верхней ступени лестницы, как на пьедестале, кажется неподвижной, как у статуи, и словно бы растворяется в колбах и ретортах, застывших, как заколжованные, в момент падения с полок.
#6
Один из постоянных приемов Гарвичкова в «гофмановской» серии — орнаментальный фон, напоминающий то ли сгущение тумана, то ли вензеля, наползающий на фигуры персонажей и не оставляющий на листе свободного пространства. На ближнем плане, на второй ступеньке, изображены человеческие глаза с остановившимся взглядом — они словно бы созерцают происходящее (ведь это глаза и Олимпии, и, если верить Спаланцани, Натанаэля) — их правильная шаровидная форма еще более отвратительна, чем пустые миндалевидные глазницы Олимпии. Это тем более ужасно, что именно глаза воплощают для Натанаэля его любовь:
#8
…если Натанаэль в светлые, рассудительные минуты… и вспоминал о полнейшей пассивности и немногословии Олимпии, то все же говорил: «Что значат слова, слова! Взгляд ее небесных очей говорит мне более, нежели любой язык на земле!»
читать дальшескрыть
Коппола и кукла Олимпия
Размер
50x34,5 cm
Техника
бумага, офорт
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться