Параллельно с изучением двукрылых исследовали клещей. Клещей собирали с кустов, лошадей и коров, с собак, с себя. Сразу начали эксперимент: выловленных клещей пустили кормиться на белых мышей. Но чистоплотные животные их съедали. Тогда мышей привязывали на несколько часов, но клещ кормится до пяти дней, так надолго обездвижить мышь невозможно, они погибнут.
Попробовали посадить мышь в маленькую клетку, чтобы она не могли умываться. Не получилось. В итоге, для чистоты эксперимента, мышам пришлось изготовить целлулоидные воротнички. Через 10 дней мышь заболела. Вздыбилась шерсть, и отнялись задние лапки. Это была удача — нашлись естественно-заражённые клещи.
На пятые сутки мышь подохла. Её растертый мозг, разведенный физраствором, был впрыснут здоровым мышам. И они заболели и погибли. Тридцать пять раз вводили эмульсию, чтобы проверить правильность пути, доказать, что животные гибнут именно от энцефалита, а не от случайности или другого заболевания.
Затем мышей одну стали заражать от мозга умершей мыши, другую эмульсией от мозга умершего человека. Течение болезни и гибели мышей совпали. Таким образом, эксперимент подтвердил роль клещей в передаче заболевания.