В мульфильме «Гофманиада» воссоздана настоящая алхимическая лаборатория с колбами, ретортами и тиглями, огромной печью. На стене висят вниз головой летучие мыши. Одно из действующих лиц — Филин (по замыслу режиссера этот посланец темных сил противопоставлен Попугаю врхивариуса Линдгорста). В этих декорациях проходят самые зловещие события мультфильма.
Лаборатория алхимиков
Зло в мирах Гофмана, да и других романтиков, часто связано с алхимическими опытами, механикой. Возможно, потому, что машина, автомат и философский камень, превращающий грязь в золото, — подделка под жизнь, ее имитация. А может быть, это реакция на одержимость наукой и культ Разума человека эпохи Просвещения. Романтик жаждет природного, подлинного. Но у тяги к подлинному есть и оборотная сторона: все время хочется сдернуть покров реальности — что он скрывает? А под покровом может оказаться не только сияющая Истина-грёза, но и леденящий душу кошмар.
Атмосферу ужаса Гофман мастерски создавал не только на страницах книг, но и в собственном кабинете: работал в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу надевал то белый, то зеленый, то голубой абажур. Неудивительно, что в подобном пространстве из-под его пера появлялись по-настоящему жуткие истории.
Мистические истории будоражили воображение Гофмана и в реальном мире. Так, живя в Бамберге, он пропитался духом города, где особо чтили медицину и натурфилософию. Гофман читает Шеллинга, Шуберта и других философов-мистиков, дискутирует по этим вопросам с доктором Альбертом Маркусом, осваивает с его помощью теорию и практику магнетизма (так в то время называли гипноз) и участвует в сеансах с сомнамбулами. Под влиянием этих опытов в 1814 году создана повесть «Магнетизёр. Семейная хроника». Она написана от лица старого художника Бикерта, который поневоле становится свидетелем того, как магнетизер Альбан одного за другим губит членов семьи барона. Владение техникой гипноза не приносит Альбану материальных выгод, но дает нечто большее: полную власть над другим человеком. В своих рассуждениях о природе власти он ставит себя на место Бога: «Любое существование есть борьба и исходит из борьбы. Покоряя вассала, более могущественный умножает свою силу. Стремление к господству есть стремление к божественному блаженству». Подавление воли одного человека волей другого — самый частый мотив в «страшилках» Гофмана.
Лаборатория алхимиков
