Бал у мадам Марк — один из ключевых эпизодов полнометражного анимационного мультфильма «Гофманиада» — визуально соотнесен с образом Волшебного Сада архивариуса Линдгорста. В эскизах и декорациях сцен появляются схожие мотивы: лестница, пространственная глубина, необычные деревья. Но эти же мотивы выявляют и глубинное противоречие между двумя локусами: лестница в саду Линдгорста спирально движется вверх, вглубь Мирового Древа — лестница в доме мадам Марк никуда не ведет, замыкается в дурную бесконечность; фантастическая форма деревьев создана обрезкой, а пространство имитируется зеркалами. На фоне их призм черные силуэты мужчин во фраках и париках кажутся демонами из средневековых манускриптов.
Бал у мадам Марк
В образной системе Гофмана зеркало всегда маркирует появление ирреального и вводит мотив иллюзорности. В новелле «Принцеса Брамбилла» всякий, заглянувший в зеркальные окна кареты индийского мага, « мгновенно решал, что он сам и сидит в этой роскошной карете, отчего приходил в неистовый восторг». В «Приключениях в Новогоднюю ночь» из-за дьявольских чар герой теряет свое отражение, подобно тому, как Питер Шлемиль — тень, и двойник начинает жить своей жизнью.
В сказочной повести «Золотой горшок» металлическое зеркало, изготовленное ведьмой в процессе магического обряда, становится связующим звеном между филистерским миром Вероники и очарованным Серпентиной студентом Ансельмом, находящимся в мире волшебства. Живым зеркалом кажется вода Линковых купален. Одно из толкований финала — самоубийство Ансельма, который «попадает под стекло», бросившись в реку, и в предсмертном бреду прокручивает в сознании весь сюжет «Золотого горшка».
В новелле «Повелитель блох» есть герой — порождение и одновременно иллюстрация двух свойств зеркала: искажения действительности и способности множить образы. Сквозной образ нескольких рассказов Гофмана — «Пустой дом», «Ошибки», «Приключения в Новогоднюю ночь» — «сверкающая зеркалами» кондитерская Фукса.
Зеркало — образ, всегда связанный с темной стороной бытия. Во-первых, оно лжет. Как и в сказке Андерсена «Снежная королева», оно создано дьяволом, чтобы совратить человека или повергнуть его в отчаяние: «[дьявол] смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее». Во-вторых, зеркала дробят личность человека, лишают его ядра, в конечном итоге — своего «я»: Теодор в «Пустом доме», глядя в зеркало, испытывает «жуткое чувство, будто эта фигура — я сам и это меня окутывает и обволакивает туман… <…> состояние обычно заканчивалось сильной болью в груди и глубокой апатией, после которой наступало полное изнеможение». Силу зеркал используют маги и волшебники. Служа демоническим стихиям, зеркала доводят героев Гофмана до сумасшествия, заставляют «пасть», приводят к духовной, а затем и физической гибели. Глядя в них, мечтатели Гофмана впадают в состояние потерянности и безысходности.
Бал у мадам Марк
