Картина написана художником П.М. Гречишкиным в 1996 году на основе этюдов 1960—1970-х гг. Именно в это время ставропольский пейзажист совершает целую серию путешествий на натурную работу в горы Кабардино-Балкарии, Грузии и Северной Осетии.
Пейзаж имеет вытянутый по горизонтали формат. На первом плане изображена горная река изумрудно-зелёного цвета, усыпанная по берегам многочисленными камнями и небольшими валунами. Справа — скалистый холм, на котором видны сторожевые башни аула Нар, возведенные из серого камня, в данных башнях имеются редкие окна-бойницы. Слева, в пейзаже, на втором плане скалистый холм зелёно-серого цвета с каменными саклями местных жителей на вершине. Ближе к склону холма — костёр, от которого поднимется прозрачный дым. Второй план — вершины снежных гор голубого, нежно-лилового и белого цвета. Горы, освещенные заходящим солнцем, местами окутаны полупрозрачным туманом. Третий план занимает небо желтовато-голубого цвета с редкими облаками. Особую глубину картине придает ущелье и дымка над ним.
Элемент драматичности не был свойственен художнику. Пейзаж передает атмосферу спокойствия, хранимого горами. Природа незыблемая и вечная, как будто бы хранит залог долголетия.
Аул Нар был основан около XV–XVI столетия. Существует много вариантов происхождения названия: согласно более популярным версиям, название связано с фольклорными «нартами», или же от топонимов «нар», что означает «солнце», «огонь» и др. Расположен аул в Алагирском ущелье, Нарской котловине. Одним из самых известных представителей Нара является основоположник литературного осетинского языка, поэт, художник и переводчик Коста Леванович Хетагуров (1859–1906).
Аул Нар
