Николай Дмитриевич Терёшкин родился 9 мая 1919 года в селе Толон Ленского улуса в семье крестьянина-бедняка. С детства Николай познал все трудности жизни, которые способствовали закалки его характера. На момент случившейся трагедии Н.Д. Терёшкину было двадцать четыре года, он занимал пост первого секретаря Ленского райкома комсомола. Наш земляк и ещё два первых секретаря Олёкминского и Токкинского райкомов ВЛКСМ — Катя Соловарова и Наталья Слепцова, возвращались из Якутска с пленума комсомола. С большим трудом они попали на борт военно-транспортного самолёта ЛИ-2, который должен был произвести промежуточную посадку своего маршрута в г. Олёкминске, его экипаж состоял из 8-ми человек.
Бюст Николая Дмитриевича Терёшкина
5 марта 1943 года самолёт вылетел из Якутского аэропорта. Полёт проходил нормально, но спустя час двигатели отказали, не успев сообщить по рации о поломке самолёт стремительно начал падать, перед самой землёй командир корабля сумел приподнять нос машины, и она рухнула на брюхо. От удара о землю оторвалась хвостовая часть самолёта, кабина ушла глубоко в мёрзлый грунт, пилоты погибли мгновенно. Остальные члены экипажа и пассажиры уцелели благодаря обыкновенной пакле, которой был забит задний отсек самолёта. Но травмы у многих оказались очень серьёзными.
Рацию восстановить не удалось, оставалось только ждать помощи. Все, кто мог ходить, стали обследовать окрестности в надежде найти хотя бы следы пребывания рядом человека, но всё было безрезультатно. Время шло, подходили к концу продукты, не заживали раны, а ночью, особенно по утрам, донимал холод. Тогда было принято решение — один человек должен пойти на поиски населённого пункта. Выбор пал на Николая Терёшкина, как самого крепкого и менее пострадавшего от крушения самолёта.
Уровень снега в тайге достигал полутора метров, далеко без лыж не уйти. Из многослойной фанеры, которая лежала на полу самолёта, мужчины изготовили лыжи. С момента падения самолёта ЛИ-2 прошло ровно 10 дней. Утром Николай получил довольствие: кусок сахара, несколько сухарей и немного масла. Выслушал задание: два дня идти на восток, а если за это время не встретит людей, или не наткнётся на дорогу, то возвратиться обратно.
Ориентируясь по солнцу, по приметам тайги шёл Николай на восток. Примерно в полдень второго дня пути вдалеке он заметил столбик дыма. Пройдя ещё немного, наткнулся на следы человека и оленьих копыт. Они привели его к избушке, в которой жила семья колхозника Павлова из сельхозартели имени Карла Маркса Горного района. Только теперь Николаю стало понятно, почему до сих пор не нашли место падения самолёта — слишком большим оказалось отклонение от заданного курса. Николая приняли, как родного, одели, накормили и увезли в центральное село колхоза Ерт. Председатель колхоза Н. Алексеев срочно направил нарочного с сообщением о происшествии в Бердигестях. Под утро вереница из нарт умчалась к месту катастрофы. На следующий день из Якутска прилетел самолёт с комиссией, расследовавшей обстоятельства катастрофы.
В 1970 году на русском и якутском языках вышла книга Николая Мординова «Беда», в которой описывались события трагедии произошедшей в якутской тайге. Николай Терёшкин стал прототипом главного героя повести Николая Тогойкина.
Вся дальнейшая деятельность Н.Д. Терёшкина была посвящена развитию родной Якутии. Он окончил партийную школу при обкоме КПСС, был назначен председателем исполкома Якутского горсовета депутатов трудящихся. С 1961 года и до конца своей жизни работал в аппарате обкома зам. заведующего Домом политпросвещения. В 1965 году окончил ЗВПШ при ЦК КПСС, он неоднократно избирался членом обкома, депутатом Верховного Совета ЯАССР.
Прожил Николай Дмитриевич неполных пятьдесят лет, в 1959 году он сильно простудился и тяжело заболел. С этим недугом он так и не смог справиться, сказалось и нелёгкое голодное детство, не прошла бесследно и катастрофа самолёта. 12 июня 1968 года Николай Дмитриевич умер.
Бюст Николая Дмитриевича Терёшкина
