Графический лист из комикса Дмитриевой «Биография Э.Т.А. Гофмана, рассказанная его котом» в доступной детям младшего школьного возраста форме повествует о занятиях юного Эрнста живописью и музыкой.
Биография Э.Т.А. Гофмана. Лист 5
Конец XVIII — начало XIX века ознаменовался поисками такого вида искусства, которое могло бы синтезировать в себе все остальные виды. Так, Вильгельм Тик в Германии и Василий Андреевич Жуковский в России делали попытки создать «словесные симфонии», полагая, что «синтезирующим искусством» может быть поэзия, сочетающая в себе архитектуру в строгой, математически выверенной композиции; музыку в ритмике, звукописи и разного типа повторах; живописность в тропике — метафорах, эпитетах, сравнениях. Гофман, будучи сам «синтетическим художником» (литератором, композитором и исполнителем, художником и деятелем театра в одном лице) считал высшим видом искусства, объемлющим все остальные и одухотворяющим их, музыку.
Первым учителем музыки и рисования стал для мальчика его дядя Отто Дерфер. Отношения его с племянником были очень сложными; дядя появляется в очерке из «Крейслерианы» «Враг музыки» (1814) в роли отца музыкального одаренного мальчика, бездушного виртуоза, чуждого самому духу музыки:
Отец мой несомненно был хорошим музыкантом. Зачастую он просиживал за большим роялем до глубокой ночи, и когда в нашем доме устраивались концерты, он играл очень длинные вещи, а другие кое-как ему аккомпанировали на скрипках, контрабасах, флейтах и валторнах. Когда доигрывали одну из таких длинных пьес, все очень громко кричали: «Браво, браво! Какой прекрасный концерт! Какое совершенное, искусное исполнение!» …Однако отец всегда так гремел и барабанил, что мне казалось, будто это вовсе не музыка, — она представлялась мне трогательной мелодией, — будто отец играет просто ради забавы и другие тоже забавляются.
Однако именно дядя способствовал сближению племянника с ректором реформатской школы Стефаном Ванновским, который открыл в мальчике несомненные художественные задатки; ему же Гофман обязан занятиями музыкой с кантором и соборным органистом, композитором Христианом Подбельским, ставшим единственным связующим звеном между Эрнстом и его отцом. Позднее юноша брал уроки композиции у И.Ф. Рейхардта. Уроки у художника Иоганна Готлиба Земана также были организованы дядей Отто.
Биография Э.Т.А. Гофмана. Лист 5
