Иконография «облачного» извода Успения Богородицы основана на апокрифических и гимнографических текстах — прежде всего на «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы» и «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Символика изображения соединяет исторический и мистический смысл текстов: апостолы прощаются с Матерью Божьей, плачут вокруг Ее смертного ложа и одновременно путешествуют на облаках, несомых ангелами, из разных концов мира к месту Успения, в Иерусалим. Изображения «облачного» Успения известны в древнерусском искусстве с конца XI — начала XII века.
Иконы с такой развернутой композицией предназначались для местных рядов иконостасов, нижних, где помещались Спаситель, Богоматерь, а также святые, особо почитаемые в этой местности. Иконы «облачного» Успения как храмовые появляются в последней четверти XV века. Самой ранней считается храмовая икона московского Успенского собора (1479 год).
В расширенных вариантах «облачных» Успенских икон персонификация души Богоматери могла варьироваться. Ее держит на руках Спаситель, принимая в Небесное царство душу Матери, и в славе Она пребывает среди апостолов, которые на облаках слетаются к месту Успения.
Образ из Успенского собора в городе Дмитрове Московской области следует традиционной иконографии, в центре которой — Богоматерь на смертном одре. За ложем стоит Христос, окруженный сиянием «славы». У ложа изображены апостолы и ангелы. На дальнем плане — оплакивающие Марию иерусалимские жены и четыре святителя в белых омофорах.
На иконе Богоматерь-Душа в верхней части в собственной славе показана в белых одеждах, символизирующих праведность и причастность вечному райскому блаженству. Два ангела возносят Ее к вратам рая. Это редкий иконографический вариант. Чаще Богоматерь изображается в вишневом мафории.
Белые одежды души Богоматери встречаются в иконе того же
извода из Павло-Обнорского монастыря, созданной около 1500 года мастером
Дионисием. Сейчас икона хранится в Вологодском музее-заповеднике. Эти
произведения схожи сдержанностью жестов, типами ликов, сложным колоритом.
Родство стилей не оставляет сомнений в том, что икона
из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в мастерской
Дионисия и, возможно, при его непосредственном участии.