Буддизм оказал большое влияние на традиционную культуру монголов. Он проник во все сферы жизни народа, что сказалось на календарных праздниках, свадебных церемониях, родильных и погребальных обрядах, народной медицине. В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлена резная деревянная фигура Упасака Дхарматала. Экспонат входит в раздел «Искусство народов Востока».
Упасака Дхарматала — последователь учения Будды, верный спутник буддийских апостолов-архатов, хранителей учения Будды, давших обет оберегать учение Будды ради спасения существ от уз неведения и не уходить в нирвану раньше времени, предсказанного Буддой. Он считается образцом праведного поведения в миру. Упасака Дхарматала первым из мирян добился духовного состояния архата, то есть совершенного, высшего состояния человеческой души, характеризуемого абсолютным спокойствием.
Упасака изображен длинноволосым, сидящим в простом синем халате
(монахи должны были регулярно брить голову, носить традиционную одежду
оранжевого цвета). Спокойное, женственное, полное лицо отрешено от всего
окружающего, Упасака напоминает привычные образы Будды, если бы
не коса за спиной. Упасака — мирянин, помощник веры, принявший обет
соблюдения пяти заповедей: не убивать, не лгать, не пить
спиртного, не воровать и не прелюбодействовать. Соблюдающий эти
правила постоянно называется упасака (мужчина) или упасика (женщина). Основу
этих заповедей составляют сострадание и вера в кармические
последствия. Мирянин-буддист может попасть на небеса только благодаря силе
своей веры и любви к Будде, в других источниках среди качеств,
ведущих буддиста к перерождению на небесах, вера указана наряду
с такой добродетелью, как нравственность. Принятие пяти заповедей — это
часть обычной ритуальной практики мирян, выполняемой как дома, так
и в местном храме. Изображение Упасаки, несмотря на внешнюю
сдержанность, отличается глубоким эмоциональным содержанием. Весь облик Упасаки
наполнен возвышенной простотой и благородством.