Скульптор Александр Николаевич Бурганов, создавая лаконичные по форме произведения, использует знаки и символы, которые заставляют внимательного зрителя предаться философским размышлениям о загадках и противоречиях окружающего мира, о борьбе и взаимодействии противоположных начал. Одно из таких произведений — «Трон» 1997 года, представленный в экспозиции Большого двора музея.
С древних времен в разных культурах и религиях мира трон — символ власти, как земной, так и божественной.
Трон (греческое thronos) — место, которое возвышает властителя над простыми смертными, символизируя его безграничную власть. Со временем троны владык становились все более роскошными, их украшали золотом, драгоценными камнями и изображением различных символов, что подчеркивало божественное происхождение властителя, его связь с небесными силами и твердое положение на земле.
В индуизме лотосовый трон является престолом Вишну.
В буддизме алмазный трон считается центром мироздания, он расположен у Древа знания. Будду изображают сидящим на лотосовом или алмазном троне, а пустой трон символизирует Будду, черты которого слишком прекрасны, чтоб быть изображенным.
В иудаизме «нижний трон» — символ присутствия бога в храме на земле, «центр космоса». В византийском искусстве пустой золотой трон также стал символом присутствия Бога.
Скульптура «Трон» Александра Николаевича Бурганова опирается на львиные лапы, изогнутые подлокотники опираются на босые человеческие ноги, композицию завершает высокая, устремленная вверх спинка, состоящая из арок, напоминающих своды христианских храмов, и завершающаяся витыми колонками. Ноги могут означать связь человека с земным, трудный земной путь.
Возможно, в этой скульптуре заключены размышления скульптора о сложности человеческой жизни, о вечном выборе человека между земным и духовным, добром и злом, земной властью и богатством и гуманитарными ценностями. Но скульптор любит повторять, что он не хочет навязывать свои мысли зрителю: каждый посетитель музея имеет право на свои собственные размышления и выводы.