Ступа и пест поступили в музей из села Подлесная Тавла Саранского уезда Пензенской губернии. Сотрудники музея приобрели их у местных жителей во время одной из этнографических экспедиций в середине 1930-х годов.
Ступа «човар» выдолблена из цельного спила дуба. Она состоит из чаши, основания и ручек. Глубокую чашу конусообразной формы по бокам поддерживают четыре долбленые ножки. В верхней части ручки декорированы рядом круглых углублений.
Пест «пехтель» представляет собой длинную палку, суженную к концам, с перехватом для руки в средней части. В верхней части песта вырезан знак собственности «тешкс»: ромб с прямыми отростками и косой чертой под ним.
Знаковая система сохранялась у эрзи и мокши до середины XX века. Стилизованные изображения животных, птиц, орудий труда, предметов быта, геометрических фигур использовали в качестве семейных или личных знаков собственности. Их наносили на бортные деревья, домашнюю утварь, орудия труда, одежду; ими отмечали участки лугов и пашни, делянки леса.
Само слово «ступа» произошло от старого русского слова «ступать» — переставлять ногу с места на место. Ступы были в каждом сельском доме, их выдалбливали из крепкого дерева: дуба, березы, иногда осины. В основном для них использовали нижнюю часть ствола без сучков. Устойчивость ступе придавала расширенная и утолщенная платформа.
Ступы предназначались для обдирки зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи, а также для мятья тресты — вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна. Мятье было одним из этапов получения волокон из этих растений — пеньки, кудели, пакли.
В ступу помещали небольшое количество зерна и начинали толочь с помощью песта. Его конец часто обивали железом, чтобы утяжелить инструмент, а также для того, чтобы дерево не раскололось. В процессе работы пест доставали из ступы и рукой проверяли, сколько зерен осталось в шелухе, а сколько очистилось. Когда большая часть проса или гречки была очищена, зерна пересыпали в другую емкость и толкли следующую порцию.
По завершении работы ступу переворачивали вверх дном и вместе с пестом ставили в угол. Крупу рассыпали по чистой холстине, веяли на улице, на ветру, затем собирали в посуду и промывали водой. Толкли всегда ровно столько крупы, сколько было необходимо для приготовления каши в данный момент или на одну-две недели, поскольку при длительном хранении толченая крупа могла прогоркнуть.
Со ступой было связано множество правил и запретов. Согласно поверьям, не следовало оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью нечистая сила будет толочь им болезнь, а потом рассеивать ее среди людей. Также ступу никогда не оставляли открытой: «иначе перед смертью рта не закроешь». Часто ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках. «Ее и в ступе не утолчешь» — говорят об упрямой девушке; «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» — о глупом человеке, «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела».
Ступа «човар» выдолблена из цельного спила дуба. Она состоит из чаши, основания и ручек. Глубокую чашу конусообразной формы по бокам поддерживают четыре долбленые ножки. В верхней части ручки декорированы рядом круглых углублений.
Пест «пехтель» представляет собой длинную палку, суженную к концам, с перехватом для руки в средней части. В верхней части песта вырезан знак собственности «тешкс»: ромб с прямыми отростками и косой чертой под ним.
Знаковая система сохранялась у эрзи и мокши до середины XX века. Стилизованные изображения животных, птиц, орудий труда, предметов быта, геометрических фигур использовали в качестве семейных или личных знаков собственности. Их наносили на бортные деревья, домашнюю утварь, орудия труда, одежду; ими отмечали участки лугов и пашни, делянки леса.
Само слово «ступа» произошло от старого русского слова «ступать» — переставлять ногу с места на место. Ступы были в каждом сельском доме, их выдалбливали из крепкого дерева: дуба, березы, иногда осины. В основном для них использовали нижнюю часть ствола без сучков. Устойчивость ступе придавала расширенная и утолщенная платформа.
Ступы предназначались для обдирки зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи, а также для мятья тресты — вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна. Мятье было одним из этапов получения волокон из этих растений — пеньки, кудели, пакли.
В ступу помещали небольшое количество зерна и начинали толочь с помощью песта. Его конец часто обивали железом, чтобы утяжелить инструмент, а также для того, чтобы дерево не раскололось. В процессе работы пест доставали из ступы и рукой проверяли, сколько зерен осталось в шелухе, а сколько очистилось. Когда большая часть проса или гречки была очищена, зерна пересыпали в другую емкость и толкли следующую порцию.
По завершении работы ступу переворачивали вверх дном и вместе с пестом ставили в угол. Крупу рассыпали по чистой холстине, веяли на улице, на ветру, затем собирали в посуду и промывали водой. Толкли всегда ровно столько крупы, сколько было необходимо для приготовления каши в данный момент или на одну-две недели, поскольку при длительном хранении толченая крупа могла прогоркнуть.
Со ступой было связано множество правил и запретов. Согласно поверьям, не следовало оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью нечистая сила будет толочь им болезнь, а потом рассеивать ее среди людей. Также ступу никогда не оставляли открытой: «иначе перед смертью рта не закроешь». Часто ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках. «Ее и в ступе не утолчешь» — говорят об упрямой девушке; «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» — о глупом человеке, «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела».