Данные ставни изготовил неизвестный мастер из села Сорлиней Ардатовского уезда Симбирской губернии. В музей их передали участники этнографической экспедиции 1969 года Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и этнографии.
Лицевая сторона ставней украшена орнаментом в технике барельефной резьбы. Нижние края досок обрамлены накладными рейками шириной около 4 сантиметров. Мастер расположил резную композицию симметрично вертикальной оси доски. Нижнюю ее треть занимает солярный знак — окружность со вписанной многолепестковой розеткой и восьмиконечной пальметтой. От знака поднимаются две изогнутые ветви с отростками, которые, смыкаясь, образуют ажурную композицию из симметричных завитков. Рельефные элементы мастер разнообразил приемами традиционной для мордвы плосковыемчатой резьбы: например, на ветвях можно увидеть ногтевидные насечки.
Деревянные ставни на окна появились задолго до начала повсеместного использования оконного стекла. Они защищали от холода, ветра и дождей, лучей солнца. На ночь ставни закрывали, охраняя дом от воров.
Часто окна украшали резными ставнями. Резной декор на наличниках, фризах и фронтонах эрзянских жилищ выполняли повсеместно на территории Алатырского и Ардатовского уездов Симбирской губернии. Барельефная резьба, которую также называют корабельной, была национальной мордовской техникой. Она характерна для нижегородского Заволжья и появилась там благодаря резчикам, работавшим на волжском судостроении.
Важную роль в формировании техники глухой корабельной резьбы играли русские плотники: в русских районах Нижегородской губернии она возникла в начале XIX века. В приалатырских и присурских районах мордовского края барельефная резьба стала популярной в 1840–1880-х годах: это удалось установить благодаря тому, что во многие орнаменты мастера вписывали дату выполнения работы.
В узорах в основном преобладали растительные мотивы. Большое внимание резчики уделяли наличникам окон и особенно старались показать свое мастерство при отделке двустворчатых ставней. Глухая резьба для этого была наиболее удобна, так как при такой отделке даже богато декорированные ставни не утрачивали практическое значение. Мотивы глухой резьбы были однотипными, что свидетельствует об использовании в этой технике трафаретов.
Лицевая сторона ставней украшена орнаментом в технике барельефной резьбы. Нижние края досок обрамлены накладными рейками шириной около 4 сантиметров. Мастер расположил резную композицию симметрично вертикальной оси доски. Нижнюю ее треть занимает солярный знак — окружность со вписанной многолепестковой розеткой и восьмиконечной пальметтой. От знака поднимаются две изогнутые ветви с отростками, которые, смыкаясь, образуют ажурную композицию из симметричных завитков. Рельефные элементы мастер разнообразил приемами традиционной для мордвы плосковыемчатой резьбы: например, на ветвях можно увидеть ногтевидные насечки.
Деревянные ставни на окна появились задолго до начала повсеместного использования оконного стекла. Они защищали от холода, ветра и дождей, лучей солнца. На ночь ставни закрывали, охраняя дом от воров.
Часто окна украшали резными ставнями. Резной декор на наличниках, фризах и фронтонах эрзянских жилищ выполняли повсеместно на территории Алатырского и Ардатовского уездов Симбирской губернии. Барельефная резьба, которую также называют корабельной, была национальной мордовской техникой. Она характерна для нижегородского Заволжья и появилась там благодаря резчикам, работавшим на волжском судостроении.
Важную роль в формировании техники глухой корабельной резьбы играли русские плотники: в русских районах Нижегородской губернии она возникла в начале XIX века. В приалатырских и присурских районах мордовского края барельефная резьба стала популярной в 1840–1880-х годах: это удалось установить благодаря тому, что во многие орнаменты мастера вписывали дату выполнения работы.
В узорах в основном преобладали растительные мотивы. Большое внимание резчики уделяли наличникам окон и особенно старались показать свое мастерство при отделке двустворчатых ставней. Глухая резьба для этого была наиболее удобна, так как при такой отделке даже богато декорированные ставни не утрачивали практическое значение. Мотивы глухой резьбы были однотипными, что свидетельствует об использовании в этой технике трафаретов.