Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Советское искусство в собрании НХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Старик и юноша

Время создания
1959
Размер
23,5x24,5x24,5 см
Техника
фарфор, роспись подглазурная, позолота
0
Открыть в приложении
#1

«Старик и юноша» — одна из фигур многочастной композиции, посвящённой Ходже Насреддину — популярному персонажу фольклорных преданий тюркоязычных народов. Собранная воедино композиция включает в себя пять жанровых скульптур и четыре фигурки верблюдов на доске-подставке размером 133×111 см. Предметы были выполнены в августе 1959 года Анатолием Петровичем Заваловым на Дмитровском фарфоровом заводе, расположенном в Вербилках (Московская область).

#3

Анатолий Петрович уже в детстве увлекался лепкой: когда не было под рукой подходящего материала, лепил фигурки даже из хлеба. Первым профессиональным наставником Анатолия Завалова стал советский скульптор-монументалист Сергей Дмитриевич Меркуров, после обучения у которого Анатолий Петрович несколько лет работал с Сергеем Михайловичем Орловым (в том числе над памятниками Юрию Долгорукому в Москве и Афанасию Никитину в Твери).


Первой полностью самостоятельной работой стал скульптурный триптих по «Сказке о попе и работнике его Балде» (обращение к сказочной теме объясняется в том числе и влиянием Сергея Орлова).


Идею создать композицию о народном узбекском герое Ходже Насреддине Анатолий Завалов вынашивал долгое время. Он с юных лет был знаком с историями-анекдотами об этом весельчаке: детские годы будущего скульптора прошли в Ташкенте. Чтобы оживить в памяти национальные образы, подобрать характерные типы для будущей композиции, Анатолий Завалов едет в столицу Узбекистана. После возвращение из Ташкента скульптор создаёт композицию-полиптих, иллюстрирующую отдельные эпизоды историй о Ходже Насреддине.


#4

Завалов А.П. Ходжа Насреддин с осликом. 1959 г. (из коллекции Новокузнецкого художественного музея)

#5

Популярность этого персонажа была чрезвычайно высока: в 1940—1950-х годах ставились спектакли (в том числе и музыкальные), снимались фильмы, выходили книги-сборники историй о Насреддине. Русскому читателю этот герой больше знаком по литературным произведениям Леонида Соловьёва: он был автором двух повестей, в основе которых лежали устные предания о Ходже Насреддине. Наверняка эти книги были известны и Анатолию Завалову.

#7
Старик и юноша
#6

Двухфигурная скульптурная группа, находящаяся в постоянной экспозиции музея, изображает сидящих на земле юношу и пожилого человека. Седобородый старик одет в серый халат. На голове его — киргизский национальный ак-колпак (белый колпак), верх которого украшен кисточкой. По правую руку от пожилого человека сидит босоногий юноша. На нём традиционный узбекский головной убор — тюбетейка. Он одет только в нательную рубаху и штаны: традиционный для узбекской культуры халат накинут на плечо (во время тяжёлой работы мужчины могли снять халат и остаться только в нательной одежде). Белая рубаха на юноше подвязана поясным платком, украшенным орнаментом голубого цвета. Перед мужчинами — пара кувшинов и несколько глубоких тарелок, поставленных одна на другую. Анатолий Завалов неслучайно изображает людей, связанных с гончарных ремеслом. Леонид Соловьёв, рассказывая о детстве Ходжи Насреддина, пишет о том, что его воспитали в семье гончара. Проживал в гончарной слободе и горшечником по роду занятий был и Нияз — отец прекрасной Гюльджан (девушки, которая стала женой Ходжи Насреддина).

Полиптих поступил в музейное собрание в 1962 году, став одним из первых пополнений коллекции предметов декоративно-прикладного искусства в молодом (открывшемся в августе 1961 года) художественном музее города. 

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Старик и юноша

Время создания
1959
Размер
23,5x24,5x24,5 см
Техника
фарфор, роспись подглазурная, позолота
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%