Автором «Гамлета» является Аста (Августа) Давыдовна Бржезицкая — известный скульптор-фарфорист. Начало её профессиональной деятельности связано с Дулёвским фарфоровым заводом, куда Аста Давыдовна приходит работать в 1945 году после окончания Московского художественного института.
Гамлет
Так была предрешена не только судьба художника, но и в какой-то мере судьба современной советской керамики.
— напишет О.Л. Каширина
Аста Давыдовна посвятила Дулёвскому заводу 41 год, создав для массового тиражирования и уникальных выставочных проектов несколько сотен моделей.
Одной из любимых тем на протяжении всего периода её творчества оставался театр, интерес к которому возник ещё в детстве: семья была связана с профессиональной театральной средой. В детстве же, в доме родителей, а чуть позже в мастерской скульптора-портретиста И.А. Менделевича формировались и навыки лепки.
Скульптурная композиция «Гамлет» из серии «Любимые герои» была выполнена в 1959 году. Спокойной пластике хрупкой, мягко обрисованной фигурки Офелии ярко противопоставляется более жёсткая лепка сидящего у её ног Гамлета, сжимающего в кулак правую руку. Усиливает этот контраст ещё и тонировка — ни лицо, ни платье, ни головной убор Офелии не тронуты краской (лишь чётки в левой руке сияют золотом). Благородная белизна фарфора сообщает образу Офелии кротость, смиренность и, даже более того, мертвенную эфемерность. Гамлет, напротив, практически полностью одет в чёрное. В его позе, выражении лица чувствуется несокрушимая сила и твёрдость.
Аста Бржезицкая воплощает в этой малой скульптуре своё видение двух героев в одной из ключевых поворотных сцен шекспировской трагедии: когда в присутствии короля, королевы и придворных актёры исполняют пьесу «Убийство Гонзаго» (Акт III, сцена вторая). Гамлет перед началом представления ложится к ногам Офелии.
Гамлет
Сударыня, могу я прилечь к вам на колени?
Офелия
Нет, мой принц.
Гамлет
Я хочу сказать: положить голову к вам на колени?
Офелия
Да, мой принц.
У. Шекспир, «Гамлет, принц датский» в переводе М. Лозинского
Дополняет дуэт чёрный треногий подсвечник у ног принца. В других вариантах этого произведения можно увидеть три тонкие свечи с пламенем, склонившимся в сторону Гамлета и Офелии. В скульптуре, которая хранится в нашем музее, свечи отсутствуют.
Аста Бржезицкая, создавая скульптуру «Гамлет», выверяет каждую деталь. Будто режиссёр, она выстраивает мизансцену, обращая внимание на психологические характеристики персонажей. В красоте пластики, в выразительности цветового контраста заключается обаяние фарфорового творения Асты Давыдовны.
Гамлет
