В основе иконографии «Спаса в силах» лежат книги апостола и евангелиста Иоанна Богослова, описывающие ветхозаветные эсхатологические видения и образы Апокалипсиса. Эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека, грядущих и посмертных, которое раскрывает Православная церковь. Сложная и продуманная композиция иконы представляет символический образ мира, в центре которого находится восседающий на престоле Христос — Царь и Судия в сияющих одеждах. Красный внутренний ромб изображает Его божественную славу, синий овал знаменует небо, а красный четырехугольник — землю.
Концы четырехугольника обозначают стороны света, которые были просвещены божественным учением Христа, о чем напоминают символы евангелистов — небесные существа, держащие в руках закрытые Евангелия. Ангел представляет евангелиста Матфея, орел — Иоанна; лев — Марка, телец — Луку.
Внутри ромба и овала помещены изображения «сил небесных»: херувимов, серафимов, престолов, огненных колес с глазами и крыльями. Согласно Писанию именно так, в окружении «небесных сил», Спаситель мира явится на Страшный суд. Мандорла — вытянутый нимб, в который заключается образ Спаса в силах, — может иметь форму медальона, овала, восьмерки и другие. Мандорла также может включать в себя лучи, радугу, радужное или золотое сияние.
Иконография «Спаса в силах» сложилась на Руси на рубеже XIV–XV веков на основании византийских источников. «Спас в силах» помещался в центре деисусного чина иконостаса: по сторонам располагались образы Богоматери, Иоанна Предтечи, ангелов и святых, обращающих свою молитву за род человеческий ко Христу.
Представленная в экспозиции «Шедевры из собрания Музея имени Андрея Рублёва» икона «Спас в Силах» датируется последней четвертью XV века. Она происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной в селе Чернокулово Владимирской области. Икона являлась центральным образом деисусного чина иконостаса.