Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман — европейская художница XVIII века. Её живописное творчество — портреты, картины на библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты — развивалось в границах эстетики неоклассицизма. Сама художница относила своё творчество прежде всего к исторической живописи, что было необычным для этого жанра, считавшегося в XVIII-м веке исключительно мужским занятием. Несмотря на это, Ангелика Кауфман добилась большой популярности в своей профессии.
Художница родилась в Швейцарии в 1741 году, получила художественное образование в Италии. В 1782 году переехала в Рим, где ее студия стала центром культурной жизни города. Будучи известным портретистом, она называла себя прежде всего художником истории, работая на покровителей по всей Британии и на континенте, включая Екатерину Великую и других.
Ангелика Кауфман была членом четырёх итальянских академий художеств, а также одной из двух женщин-основательниц Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году. Художница обрела популярность и в современной ей России: ее картины собирали члены императорской фамилии, а Г.Р. Державин сочинил оду «К Анжелике Кауфман». В петербургском Эрмитаже имеется несколько картин художницы.
В эпоху неоклассицизма немецкая живопись особенно тяготела к жанру портрета. Увлечение новой формой портретного жанра в предромантическую эпоху наиболее полно отразилось в групповом портрете Ангелики Кауфман «Семейство Толстых», написанном в 1790-е годы. Модели, позирующие художнице, представлены на фоне пейзажного парка. Всё пространство залито солнечным светом, который падает на верхушки деревьев и лица героев, создавая доброжелательную атмосферу. Справа — глава семейства в парадной одежде. Одной рукой он держит головной убор, другой — обнимает свою супругу за талию. Ниже — маленький мальчик, увлечённый игрой, которого заботливо придерживает мать за атласные голубые ленты. Таким образом, все герои картины объединены тонким чувством семейной общности, рождающей ощущение тихого семейного счастья, гармонии и уюта.