Русские самовары появились на Урале в первой половине XVIII века, а в 1760-х годах крупные мануфактуры, в том числе в Москве, уже наладили их производство. Сложно однозначно определить, когда был изобретен первый водонагреватель такого рода, однако исследователи считают интересным, что еще в начале 1730-х годов в монастырях и помещичьих хозяйствах применялись казаны и винокуренные кубы с трубами.
Массовое производство самоваров было налажено в конце XVIII века, после того как братья Иван и Назар Лисицыны открыли в Туле свою самоварную фабрику. К середине XIX века там насчитывалось 28 предприятий такого профиля. Именно тогда город Тула стал центром самоварного промысла Российской империи. К концу XIX века в России появились и «самоварные короли»: Ломовы, Лисицыны, Баташёвы, Воронцовы и другие.
Самовар из экспозиции музея изготовлен на тульской фабрике Баташёвых, что следует из клейма на крышке: «Наследники Василия Степановича Баташёва. Тула».
Оружейник Степан Федотович Баташёв основал свое самоварное дело в 1840 году. Предприятие постепенно росло, но в 1861 году фабрика и дом сгорели. Возрождать производство стали сыновья Степана Федотовича: Василий, Александр и Павел.
В условиях высокой конкуренции братья превратили фабрику в рентабельное и перспективное производство. Их продукция часто занимала призовые места на различных национальных и международных конкурсах и выставках. На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года изделия предприятия получили серебряную медаль. За все время существования фабрика успела заслужить более 20 почетных наград.
В конце XIX века фабрика производила около 70 тысяч изделий в год, а к 1915 году их насчитывалось более 120 тысяч. В каталоге предприятия было представлено более 160 видов самоваров. Помимо дорогих моделей, братья Баташёвы выпускали маленькие и дешевые самовары, которые пользовались большим спросом. Качественная продукция была востребована у потребителей и говорила сама за себя, однако популярности баташевских самоваров также способствовала реклама, в которую хозяева вкладывали немало средств. Покупателей привлекали информативными плакатами и фотографиями изделий.