В фондах новотроицкого музейно-выставочного комплекса находятся предметы, выявленные в ходе этнографической экспедиции, организованной музеем в девяностые годы, по местам заброшенных крестьянских сёл и казачьих хуторов.
Часть, найденных в то время артефактов, сегодня составляют основу комплекса «Крестьянская изба» музейной экспозиции. При знакомстве с ней, не каждый посетитель угадывает предназначение одного из представленных предметов.
Это металлический сосуд горшковидной формы, с вытянутой шейкой и отогнутым венчиком. Снабжён горшок двумя носиками с зооморфными головками на концах и двумя петлями, за которые его можно подвесить.
На самом деле загадочный сосуд является рукомойником, предназначенным для умывания. У разных народов существуют свои традиции, связанные с данным процессом.
Так, консервативные англичане затыкают раковину пробкой и смешивают в ней горячую и холодную воду, а иудеи и мусульмане совершают ритуальные омовения проточной водой.
Процесс водных процедур у русского народа связан c особым устройством. В XVII веке его называли: «рукомыя», «умывальница», «водолей» или «поильник», позднее — «рукомой». В XIX веке шире стали применять название «рукомойник». Он снабжался широким горлом, носиком или двумя рожками для слива воды. В народе про него бытовала загадка: «Горбатенький мужичок на две стороны плюёт».
В доме вешался рукомойник над широкой лоханью, которую ставили у входа, либо у печного столба.
Два носика простой прибор для умывания имел не для того, чтобы вдвоём можно было это делать, а для равновесия. Процесс мытья грязных рук начинался с того, что с начала их споласкивали в лохани, а потом наклоняли рукомойник, наливая воду себе на ладони. Лохань делалась небольшой, чтобы её можно было в одиночку вынести и вылить.
Рядом с умывальником висело полотенце, как правило незатейливое, без вышивки. Его называли «утиральник» или «рукотёрка», хозяйка часто его меняла.
Во второй половине XIX века появились жестяные рукомои, напоминающие по форме чайники с изящными носиками и крышками.
На Урале изготавливались из более прочного и долговечного материала- чугуна. Музейный экземпляр не просто чугунный, но и выполнен в технике каслинского литья.