Рождество Пресвятой Богородицы Церковь начала праздновать с VII века, но из-за долгого периода иконоборческих ересей иконография образа сложилась только в IX веке.
О житии Девы Марии до Благовещения рассказывают Протоевангелие Иакова и Евангелие псевдо-Матфея.
Отец Марии, праведный Иоаким, вел род от царя Давида, который получил от Бога обетование, что Спаситель мира родится в его роду. До преклонного возраста благочестивые Иоаким и Анна оставались бесплодными, но уповали на промысел Божий. Однажды иерусалимский первосвященник Рувим отказался принять жертву Иоакима, сочтя бездетного мужа недостойным такой чести. В печали старец отправился со своими стадами в пустыню, супруга его осталась дома, и оба порознь молились о чадородии, обещая посвятить дитя Богу. Бог внял их молитвам, о чем супругам возвестил ангел, сообщив, что об их потомстве будут говорить во всем мире.
До трех лет они воспитывали Марию дома, не только любя как дочь, но и почитая как госпожу; она же исполняла их благодати Божией. Праведные родители Приснодевы преставились еще до Благовещения.
По изменениям, которые претерпела иконография Рождества Богородицы, можно судить об исторических реалиях и этических нормах того времени, а также о тяготении иконописцев позднего Средневековья к повествовательности и детализации образов.
Так, на ранних иконах не писали святого Иоакима, поскольку, по правилам, он не мог заходить на женскую половину дома. Позднее его стали изображать в дверном или оконном проеме, и еще позже — рядом с супругой и дочерью.
В центре иконы изображена преподобная Анна в окружении служанок и дев-дароносиц. В ранних изводах принесение даров носило выраженно ритуальный характер, со временем приобрело более бытовую окраску. Младеница Мария обернута в белые пелены — знак чистоты, невинности и святости. Ниже расположен парный образ святых Иоакима и Анны как символ супружеской верности и любви. По бокам располагаются сюжеты, предшествовавшие Рождеству. Порядок их чтения не каноничен: сначала читаются верхние клейма (моление Иоакима и Анны и явление им ангела), затем нижние (встреча супругов у Золотых ворот после получения благой вести и омовение Марии) и только потом средние (пир, устроенный Иоакимом для священников, и сцена общения родителей с дочерью).
В православии Рождество Богородицы входит в число двунадесятых праздников. Эта икона была написана артелью Гурия Никитина для праздничного иконостаса церкви Ильи Пророка и помещалась в приделе преподобного Варлаама Хутынского.
О житии Девы Марии до Благовещения рассказывают Протоевангелие Иакова и Евангелие псевдо-Матфея.
Отец Марии, праведный Иоаким, вел род от царя Давида, который получил от Бога обетование, что Спаситель мира родится в его роду. До преклонного возраста благочестивые Иоаким и Анна оставались бесплодными, но уповали на промысел Божий. Однажды иерусалимский первосвященник Рувим отказался принять жертву Иоакима, сочтя бездетного мужа недостойным такой чести. В печали старец отправился со своими стадами в пустыню, супруга его осталась дома, и оба порознь молились о чадородии, обещая посвятить дитя Богу. Бог внял их молитвам, о чем супругам возвестил ангел, сообщив, что об их потомстве будут говорить во всем мире.
До трех лет они воспитывали Марию дома, не только любя как дочь, но и почитая как госпожу; она же исполняла их благодати Божией. Праведные родители Приснодевы преставились еще до Благовещения.
По изменениям, которые претерпела иконография Рождества Богородицы, можно судить об исторических реалиях и этических нормах того времени, а также о тяготении иконописцев позднего Средневековья к повествовательности и детализации образов.
Так, на ранних иконах не писали святого Иоакима, поскольку, по правилам, он не мог заходить на женскую половину дома. Позднее его стали изображать в дверном или оконном проеме, и еще позже — рядом с супругой и дочерью.
В центре иконы изображена преподобная Анна в окружении служанок и дев-дароносиц. В ранних изводах принесение даров носило выраженно ритуальный характер, со временем приобрело более бытовую окраску. Младеница Мария обернута в белые пелены — знак чистоты, невинности и святости. Ниже расположен парный образ святых Иоакима и Анны как символ супружеской верности и любви. По бокам располагаются сюжеты, предшествовавшие Рождеству. Порядок их чтения не каноничен: сначала читаются верхние клейма (моление Иоакима и Анны и явление им ангела), затем нижние (встреча супругов у Золотых ворот после получения благой вести и омовение Марии) и только потом средние (пир, устроенный Иоакимом для священников, и сцена общения родителей с дочерью).
В православии Рождество Богородицы входит в число двунадесятых праздников. Эта икона была написана артелью Гурия Никитина для праздничного иконостаса церкви Ильи Пророка и помещалась в приделе преподобного Варлаама Хутынского.