Эта икона, написанная в XVI веке, — один из древнейших иконных образцов Ярославской Богоматери, которые сохранились в городе, список-повторение с чудотворного образа XIII века. Как сообщает предание, оригинал был домовой иконой и моленным образом святых князей Константина и Василия, как и «Спас Вседержитель». Вероятно, он был утрачен во время пожара в соборе, после чего представленный список стал почитаться так же, как сама реликвия.
День обретения княжеских мощей (8 (21) июня) стал и днем почитания иконы. В 1803 году мастер Иван Смирнов создал для древнего образа величественную икону-раму. На ней написаны образы ярославских князей Василия и Константина, а также клейма с чудесами Богородицы и Богородичных икон.
Иконографически памятник относится к типу Умиление, или Елеуса, на котором Богоматерь и Младенец соприкасаются щеками. Этот образ, исполненный любви между Матерью и Сыном, нежности и печали, особенно любили русские иконописцы. Здесь мастер подчеркнул желание Богородицы оградить Младенца от страданий: она не только бережно поддерживает его, но и укрывает краем своего мафория. Образ Младенца, прильнувшего к Богородице и касающегося ее подбородка, исполнен нежности и доверия.
Богородица облачена в темно-вишневые одежды. Вишневый цвет как смешение синего (созерцательность) и царственно-пурпурного относится к традиционным Богородичным цветам. Однако намеренное затемнение красок в совокупности с графичными ломкими линиями на мафории создает впечатление строгой цветовой гаммы.
Облачение Младенца написано мягче, с более плавными складками и линиями разделки. Обычно на иконах XV века Иисуса принято было изображать в белом хитоне с легким орнаментом из цветов и охристом гиматии с золотистыми разделками. На этой иконе написан только длинный хитон охристого цвета с золотым ассистом. Правый рукав хитона и пояс Христа — темно-зеленого цвета.
При довольно небольшом размере икона выглядит монументально. Возможно, это связано с повторением каких-то особенностей утраченного оригинала.
День обретения княжеских мощей (8 (21) июня) стал и днем почитания иконы. В 1803 году мастер Иван Смирнов создал для древнего образа величественную икону-раму. На ней написаны образы ярославских князей Василия и Константина, а также клейма с чудесами Богородицы и Богородичных икон.
Иконографически памятник относится к типу Умиление, или Елеуса, на котором Богоматерь и Младенец соприкасаются щеками. Этот образ, исполненный любви между Матерью и Сыном, нежности и печали, особенно любили русские иконописцы. Здесь мастер подчеркнул желание Богородицы оградить Младенца от страданий: она не только бережно поддерживает его, но и укрывает краем своего мафория. Образ Младенца, прильнувшего к Богородице и касающегося ее подбородка, исполнен нежности и доверия.
Богородица облачена в темно-вишневые одежды. Вишневый цвет как смешение синего (созерцательность) и царственно-пурпурного относится к традиционным Богородичным цветам. Однако намеренное затемнение красок в совокупности с графичными ломкими линиями на мафории создает впечатление строгой цветовой гаммы.
Облачение Младенца написано мягче, с более плавными складками и линиями разделки. Обычно на иконах XV века Иисуса принято было изображать в белом хитоне с легким орнаментом из цветов и охристом гиматии с золотистыми разделками. На этой иконе написан только длинный хитон охристого цвета с золотым ассистом. Правый рукав хитона и пояс Христа — темно-зеленого цвета.
При довольно небольшом размере икона выглядит монументально. Возможно, это связано с повторением каких-то особенностей утраченного оригинала.