В экспозиции музея представлен керамический сосуд большого размера темно-серого цвета с неярким блеском на внешней поверхности. Дно у сосуда круглое, тулово в форме перевернутой груши, расширяется снизу вверх и затем резко сужается, переходя в узкое горло, которое имеет форму перевернутого конуса. С одной стороны по краю горла — носик. Горло и тулово соединены короткой дугообразной ручкой. Верхняя часть горла и тулова орнаментированы узкими канавками: вверху — поясок из трех канавок, внизу — из четырех.
Кувшин — это глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиной под горлом, с ручкой и носиком, иногда с крышкой. Использовался кувшин для подачи напитков на стол. Кувшин мог иметь сферическую или конусообразную крышку. Поверхность медных, оловянных, серебряных кувшинов была гладкой или ложчатой, украшенной чеканкой или гравировкой. Орнамент состоял из растительных мотивов, изображений львов, барсов, сиринов, единорогов, сказочных птиц. Такие кувшины в большом количестве производились в конце XVII — начале XVIII века для довольно обеспеченных горожан, но бытовали и в среде богатых крестьян северных губерний Европейской России.
Керамические кувшины из простой гончарной глины, томленые, то есть после обжига приобретающие черный цвет, или покрытые поливой, имелись в каждой крестьянской семье в большом количестве. Они были известны еще в XIII веке и часто встречаются при археологических раскопках городов и селищ. Наряду с простыми глиняными кувшинами в русском быту имелись и более дорогие кувшины из майолики, которые начали изготавливать в XVIII веке недалеко от Москвы, на керамических заводах села Гжель и окрестных деревень. Это были кувшины, украшенные по сырой белой эмали росписью, выполненной лиловой, желтой, зеленой, синей и коричневой красками. На кувшинах нередко делались надписи с именами владельцев, а также мастеров, украшавших их росписью.