В экспозиции представлена копия сосуда XVII века. Это керамический сосуд большого размера, темно-серого цвета с неярким блеском на внешней поверхности. Дно сосуда круглое, тулово шарообразное, горло узкое, высокое, в форме перевернутого конуса переменного диаметра (с двумя утолщениями). С одной стороны тулово и верхняя часть горла соединены С-образной ручкой, с другой — длинным узким S-образным носиком. Основание носика находится на тулове, его верхняя часть соединяется с горлом посредством горизонтальной перемычки. Горло, тулово вверху и внизу орнаментированы поясками, состоящими из горизонтальных канавок. Носик орнаментирован продольными канавками, а на перемычке, соединяющей горло и носик, — короткие вдавленные полосы в виде «елочки». На тулове, в средней его части, выпуклые крупные декоративные элементы в виде треугольных «лапок» — по три с каждой стороны.
Кумган — разновидность кувшина. Люди, жившие в жарком и пыльном климате, использовали кумган для мытья рук. В зависимости от своего социального статуса разные народы имели разные кумганы, от простого кувшина до настоящего произведения искусства. Это изделие является обязательным предметом быта у татар-мусульман, он используется и для совершения традиционного омовения по канонам исламской религии. В России кумганы стали появляться с XVI–XVII веков. При этом изменилось его назначение: он стал посудой для напитков, своеобразным прообразом квасника.
Процесс изготовления чернолощеных изделий очень сложный и требует от мастера серьезной подготовки. Изделия изготавливаются на гончарном круге, потом мастер ждет частичного затвердевания глины и приступает к следующему этапу — лощению. Лощение — это техника полировки глины до блеска без использования глазури. Чтобы добиться блеска, мастеру приходится полировать все изделие или необходимую часть подручными материалами: галькой, небольшим камнем, полировальной костью, стеклянным материалом. Изделия полируются быстро, чтобы глина не успела пересохнуть в процессе работы.
Лощение не только выполняет декоративную функцию,
но и позволяет глине стать влагонепроницаемой и увеличивает
ее прочность. После лощения изделие полностью просушивалось
на протяжении нескольких дней. Затем изделие обжигают в коптящем
пламени, без доступа кислорода.