Борьба за освобождение страны против Испании по-разному завершилась на севере и на юге Нидерландов. Северные Нидерланды добились полной независимости, а южным провинциям был предоставлен формальный суверенитет при сохранении власти королевского наместника и католической церкви. В начале XVII века единая нидерландская художественная школа перестала существовать, на ее месте начинают формироваться две самостоятельные художественные школы — фламандская и голландская.
В XVII веке они переживают высочайший расцвет. В собрании Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского представлены основные жанры и направления фламандской живописи XVII века. Фламандские художники создавали масштабные картины для замков и городских домов антверпенской знати, величественные алтари для богатых католических церквей. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, пышные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII века.
Фламандский художник-пейзажист Даниэль ван Хейль (1603—1664)специализировался на трех типах пейзажей: сценах с огнем, пейзажах с руинами и зимних пейзажах. Этот сюжет часто появлялся в раннем искусстве как второстепенная тема при изображении библейских или мифологических апокалипсисов и разрушений. В XVII веке тема пожаров в городах стала самостоятельной.
Картина «Пожар» демонстрирует смешение современных художнику событий Некоторые из изображенных зданий на самом деле могут быть зданиями в Брюсселе, а не в родном художнику Антверпене. Это смешение реальных и фантастических элементов в работе усиливает впечатление, что город, который она представляет, является воображаемым.
Долгое время картина находилась в фондохранилище музея и «увидела свет» только в 2024 году в результате масштабной реэкспозиции зала «Искусство Северной Европы XVI–XIX веков». В ходе проведенных работ количество предметов в зале увеличилось в два раза, а некоторые живописные полотна были показаны впервые за 100 лет.