Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Советское искусство в собрании НХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Саттара Бахлулзаде

Время создания
1959
Место создания
Москва
Размер
90x123 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

Василия Кирилловича Нечитайло характеризуют как «неутомимого искателя, тонкого колориста и большого психолога». Начало его творческого пути связано с Кубанью: здесь в 1931 году он поступает в Краснодарский художественный техникум, после окончания которого продолжает обучение в Московском институте изобразительных искусств, куда поступает в 1936 году. В том же вузе с 1933 года получал образование Саттар Бахлулзаде (поступив сначала на графический, а потом, по совету педагогов, переведясь на живописный факультет). Судя по всему именно в институте Василий Нечитайло знакомится с художником из Азербайджана, героем представленной в экспозиции работы.


К жанру портрета Нечитайло двигался постепенно. Художник начинал свой творческий путь с жанровых картин, создавая большое количество предварительных этюдов с изображениями людей. От полотна к полотну, от этюда к этюду всё более серьёзным становилось отношение к подготовительной работе, пока этюд окончательно не приобрёл черты самостоятельного портретного произведения. В 1950-х годах Василий Нечитайло окончательно переходит к портрету, часто обращаясь к образам близких людей и своих коллег по цеху. В 1957 году на выставке к I Всесоюзному съезду советских художников были представлены два его портрета: дочери Ксении и художника Почиталова. Постепенно портретная галерея деятелей искусства разрастается: Сергей Герасимов (один из педагогов Василия Нечитайло), Александр Кибальников (1957), Георгий Нисский (1960), Дмитрий Лебедев (1974) и др. К портретированию Саттара Бахлулзаде, своего азербайджанского коллеги, Василий Кириллович обращался не раз: в коллекциях российских музеев находятся портреты художника-пейзажиста, созданные Василием Нечитайло в разное время.


На работе из музейного собрания изображён сидящий на диване мужчина, фигура которого развернута прямо на зрителя и слегка наклонена влево. Художник сосредотачивает внимание на лице своего героя: смуглое, худое, в обрамлении длинных с пепельной проседью волос, кисть правой руки с артистическими тонкими пальцами обхватывает лоб, взгляд больших глаз не направлен на зрителя, а отведён влево. Вытянутая левая рука с зажатой между пальцами папиросой образует нисходящую диагональ, подхватывая линию наклона головы, что добавляет драматизма и выразительного движения в образ. Ярким акцентом становится красного цвета ткань с черным и белым рисунком.


Почти пятидесятилетний живописец Саттар Бахлулзаде, изображённый на портрете в сером с синеватым отливом костюме, — к тому времени уже сложившийся художник с узнаваемой манерой письма. Он был неутомимым певцом своего родного края — Азербайджана. Мастер пейзажа, основоположник этого жанра в азербайджанском искусстве, он много путешествовал по республике и, не зная отдыха, писал горы и поля, рассветы и закаты. В коллекции Новокузнецкого художественного музея хранятся две его картины: натюрморт с хризантемами и горный пейзаж.

#3

Бахлулзаде Саттар, «Горный пейзаж» (из коллекции Новокузнецкого художественного музея)

#4

Неслучайно Саттар Бахлулзаде выступает в роли модели для Василия Кирилловича несколько раз: по воспоминаниям современников, у азербайджанского художника была очень выразительная внешность, и он часто становился героем портретов своих коллег-современников, которым с большой охотой позировал. На одних портретах Саттар предстаёт перед зрителем спокойным, погружённым в себя человеком, с других — пытливо взирает на окружающий мир своими светлыми глазами. Образ, созданный Василием Нечитайло в начале лета 1959 года, — это один из тех драматических штрихов, которые можно добавить к творческому портрету одного из известнейших азербайджанских художников советского периода.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет Саттара Бахлулзаде

Время создания
1959
Место создания
Москва
Размер
90x123 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%