Павел Петрович Соколов-Скаля (1899—1961) — советский живописец и график, создатель эталонных произведений соцреализма, Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Павел Петрович родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. С 1914 года обучался в художественной студии известного живописца Ильи Машкова и был одним из его любимых учеников; далее — в Высших художественно-технических мастерских. Время его творческого становления совпало с революционными преобразованиями в стране, которые захватили юного живописца. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где писал декорации, плакаты и занимался оформлением к праздникам.
Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. В поисках собственного стиля он пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках: создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты, писал портреты, пейзажи, бытовые сценки. Это был художник неукротимого темперамента: любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках. Неистощимая творческая энергия мастера проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал на Центральных художественных курсах Ассоциации художников революционной России, в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В.И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. В годы Великой Отечественной войны П.П. Соколов-Скаля стал одним из наиболее активных организаторов и авторов «Окон ТАСС».
Картина «Хлеб» была написана в 1951 году, в трудное послевоенное время. В стране, только что пережившей страшную засуху, такая натура призвана была восприниматься как символ изобилия, богатства и могущества. Идея избыточности выражена здесь переполненностью холста, практически полным исчезновением фона. Слева на переднем плане стеной стоит золотистый массив пшеницы. В полном согласии с названием работы золотая нива заполняет почти все картинное пространство: раздольное хлебное поле здесь главное. Выбранный художником период приближающейся жатвы важен в сохранении урожая. Поле становится символом величия и силы человека, важности и необходимости его извечной работы на земле. Справа чуть видна разбитая сиреневая дорога. За пшеничным полем ясное голубое небо с отдельными белыми кучевыми облаками. Вдали опушка леса: синеющая слева, а справа — зеленая. На полянке перед леском стоит большая скирда. Дорога вдоль поля, хоть и не видна полностью, но визуально уводит зрителя вдаль, к далеким очертаниям леса. Сами собой возникают думы о земле-кормилице с ее бескрайними просторами, золотой нивой под голубыми небесами.
Атмосфера картины пронизана спокойствием и тишиной, которую можно встретить только в бескрайнем поле, где слышен шум колосящейся пшеницы да пение птиц. Это песня о земле, симфония на тему одного из самых важных земных благ.